|
Московские строительно-инвестиционные компании кредитуют друг друга
Строительный холдинг «СУ-155» намерен разместить облигационный займ. В настоящее время он проходит процедуру регистрации. По мнению аналитиков, облигации строительных компаний большим спросом на рынке не пользуются, а в свете последних событий в «Трансвааль-парке» и на автостоянке «Metro Cash & Carry» к подобным бумагам рынок относится весьма настороженно. Впрочем, СУ-155 эти проблемы могут и не коснуться: как сообщают информационные агентства, весь выпуск облигаций может быть выкуплен компанией «Интеко». Эксперты, учитывая приближенность обоих компаний к московскому правительству, оценивают выпуск не более как скрытое кредитование. Компания СУ-155 намерена занять на долговом рынке 1,5 млрд рублей. Первоначально размещение планировалось провести в марте 2004 года, однако точная дата пока не известна. «Выпуск облигаций в настоящее время проходит процедуру регистрации, поэтому мы не можем назвать дату начала размещения», – сообщили RBC daily в Банке Москвы, который выступает организатором выпуска. Компания СУ-155 представляет из себя холдинг, объединяющий более пятидесяти дочерних предприятий, в том числе цементные и кирпичные заводы, завод по производству башенных кранов, карьер по добыче щебня, а также ДСК-5. По оценке экспертов и участников рынка, компания является одной из крупнейших в столице, входит в пятерку лидеров строительного рынка. «Она занимается панельным домостроением в Москве, у нее имеется своя серия панельных домов», сказал вице-президент девелоперской компании «Система-Галс» Андрей Закревский. Кроме того, по словам одного из экспертов, компания якобы пользуется всесторонней поддержкой в столичной мэрии. Тем не менее недостаток финансирования, который обычно наблюдается в любой строительной компании, заставляет их выходить на долговой рынок. «У строительных компаний всегда ощущается нехватка оборотных средств, – говорит Андрей Закревский. – Кроме того, у СУ-155 есть свой домостроительный комбинат, который необходимо постоянно загружать работой, а для этого нужно иметь достаточные объемы строительства. Банк больших средств сразу не даст: банковские кредиты, как правило, выдаются под конкретный дом. Еще один источник средств для строительных компаний – деньги населения, полученные в результате заключения договоров соинвестирования. Однако этот источник сейчас также близок к исчерпанию. Во-первых, усилившаяся конкуренция приводит к тому, что население предпочитает приобретать готовое жилье. Во-вторых, строители сами не заинтересованы в том, чтобы продавать квартиры на стадии котлована, поскольку после окончания строительства они смогут получить большую прибыль. Поэтому компании вынуждены искать новые инструменты». СУ-155 намерено занять деньги на три года. Впрочем, 1,5 млрд рублей хватит, по расчетам экспертов, всего на три с половиной дома. При средней площади панельного дома и себестоимости, по оценке г-на Закревского, 500 долл. за кв. м строительство одной многоэтажки обходится в 15 млн долл. Су-155 же в переводе на доллары намерена занять около 50 млн. В то же время сама компания на официальном интернет-сайте указывает, что в только в 2001 году было сдано около 1 млн кв. м жилья. СУ-155 не является первой строительной компанией, вышедшей на рынок заимствований. Свои облигационные займы уже размещали «Интеко» и компания ПИК. «Это новые для рынка эмитенты, сказал аналитик ИК «Тройка Диалог» Александр Кудрин. У инвесторов нет большого интереса к ним, что показали уже прошедшие размещения: во всех случаях ликвидность была низкой. Кроме того, в настоящее время все ожидают результатов проверки Госстроя по факту обрушения крыши в «Трансвааль-парке». Очевидно, что какие-то изменения в строительном комплексе Москвы произойдут, но какие именно, пока никто не знает. Эта неопределенность увеличивает настороженность инвесторов по отношению к бумагам строительных компаний». Впрочем, таким образом перспективы этих облигаций оценивают не все. Так, заместитель директора ИК«Велес Капитал» Хачатур Мурадов полагает, что события в «Трансвааль-парке» и на автостоянке магазина «Metro Cash & Carry» никак не повлияют на СУ-155, поскольку компания обладает твердыми позициями на столичном строительном рынке. Тем не менее на днях некоторые информационные агентства распространили сообщение о том, что займ может быть полностью выкуплен компанией «Интеко» с целью установить контроль над СУ-155. Андрей Закревский считает, что установить контроль над компанией таким образом возможно. Такого же мнения придерживаются и другие участники рынка. «Компания-эмитент окажется должна той компании, которая скупила облигации, сказал один из участников рынка. – Таким образом, можно получить компанию в собственность, даже не доводя до банкротства, а путем заключения мирового соглашения». По словам собеседника RBC daily, такая практика широко распространена в мире, но пока отсутствует в России. Однако, по мнению Хачатура Мурадова, установление контроля над компанией путем скупки ее облигаций невозможно. «При банкротстве эмитента держатели облигаций являются кредиторами пятой очереди, – утверждает он. – Поэтому вряд ли они вообще что-то смогут получить, не говоря уже о контроле над компанией». Опрошенные эксперты склоняются к мнению, что если выкуп облигаций СУ-155 компанией «Интеко» действительно будет иметь место, то его можно оценивать как скрытое кредитование. Тем более что у «Интеко» средства на это есть-компания недавно заняла 1,2 млрд рублей. И планирует новое размещение в марте на сумму 3 млрд рублей. По материалам "RBCdaily"
|
|