Проходческий щит пророет под Москвой чудо-дорогу
Троице-Лыково теперь не только элитный дачный поселок. Здесь посреди леса и трехэтажных коттеджей скоро начнется прокладка грандиозных тоннелей, которые станут частью будущего Краснопресненского проспекта. Корреспонденты “МК” первыми из журналистов побывали на стройплощадке.
— Кирзовые сапоги с собой брать надо? — спросил перед отъездом наш фотокор. Но сапоги не пригодились. На огромной площадке, выложенной бетонными плитами, — чище, чем на иных улицах в центре, что немало нас удивило.
— Тоннели будет прокладывать немецкий проходческий щит, который работал на Третьем кольце в Лефортове, — объясняет наш провожатый, один из строителей. — Там сверхточная электроника, поэтому чистота должна быть идеальная. Кстати, раньше на этом месте была свалка глубиной метров 15. Мы несколько месяцев мусор вывозили...
— Щит уже приехал сюда из Лефортова?
— Да, вон лежит в разобранном виде.
Перед транспортировкой агрегат, который весит несколько сотен тонн, разобрали на элементы. Их везли 10 дней по суше (исключительно ночью) и три дня по реке. Сейчас детали щита занимают площадку размером с половину футбольного поля. Их моют, ремонтируют, красят узлы — готовят “крота”, как называют его строители, к большой работе.
Потрудиться ему придется как следует. Эта стройка — гораздо масштабнее, чем в Лефортове. Там щит прорыл один тоннель глубокого заложения, а здесь нужно проложить два тоннеля (диаметр каждого — 14,2 метра). По первому движение пойдет ко МКАД, по второму — в сторону центра. А между ними построят еще один тоннель — сервисный, который каждые 300 метров будет соединяться с “большими”. Он будет поменьше — диаметром 6 м. Его главное предназначение — обеспечить эвакуацию людей, если, не дай бог, что случится.
Уникальность стройки еще и в том, что впервые в мире тоннели совместят в себе автомагистраль и линию метро. На верхнем уровне поедут машины, на нижнем — поезда будущей Строгинской ветки.
Щит начнут собирать осенью специальным краном, который способен поднять до 320 тонн. Сборка будет проходить под руководством немецких инженеров, на нее уйдет 2—2,5 месяца. А в декабре “крот” примется за работу.
Место, где мы находимся, строители называют точкой С. Через 1520 метров, в районе Крылатской улицы (в точке D), щит закончит проходку первого тоннеля. Затем его снова разберут на детали, перевезут в точку С, соберут и отправят рыть второе подземелье. Тоннели пройдут на глубине от 27 до 40 метров, и, по расчетам специалистов, строительство каждого продлится около года. Но в отличие от лефортовской стройки отделка займет куда меньше времени.
Уже после того как “крот” пророет первые 500 метров, рабочие начнут укладывать дорожное полотно и красить стены противопожарным раствором — до этого в Москве тоннели вообще не окрашивали, но теперь будут. Сейчас готовятся новые правила строительства автотоннелей, в которых будет прописан и цвет стен. Это важно с точки зрения безопасности: когда водитель со света въезжает в тоннель, глазам трудно сразу привыкнуть к полутьме.
По материалам газеты "Московский Комсомолец"