Кто достроит дамбу? Хроника событий вокруг КЗС
13 января состоялся брифинг, на котором Полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном округе Виктор Черкесов сообщил, что все работы по строительству Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений должны быть закончены в 2008 г.
По его словам, президент России Владимир Путин дал ему прямое поручение контролировать расход средств, выделенных на строительство комплекса защитных сооружений (КЗС) и прилегающего к нему участка КАД.
По данным полпреда президента, на текущий момент обслуживание «недостроя» обходится в 100-150 млн. рублей в год. Проектно-сметная документация не обновлялась с 1994 года, многие из предприятий, занимавшихся строительством КЗС, прекратили свое существование, генподрядчик находится в процедуре банкротства. В результате сроки выполнения планов систематически срываются, а средства расходуются неэффективно. Несмотря на то, что правительство России нашло дополнительные средства для обеспечения завершения строительства КАД и КЗС, начинать достраивать дамбу пока невозможно. Правда, работы ведутся и сейчас, но это не строительство, а поддержание в рабочем состоянии того, что уже построено, например, дороги в Кронштадт.
Виктор Черкесов сообщил, что строительство продолжится тогда, когда поступят средства из Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), выделившего 245 млн. долларов на завершение реализации проекта. В ближайшее время будут определены генеральный заказчик и подрядчики, которым предстоит заняться самыми сложными техническими сооружениями: водо- и судопропускным комплексом и тоннелем под Морским каналом. К тому же, по мнению полпреда, многие объекты придется строить заново, так как за эти годы они успели прийти в негодность. Будет усилен контроль хода работ и целевого использования средств, так как ФГУП «Северо-Западная дирекция Госстроя РФ» не вполне справляется с поставленной задачей.
Между тем, КЗС может понадобиться городу уже в 2005 году, когда, по прогнозам метеорологов, Петербург ожидают сильные наводнения.
По словам Виктора Черкесова, бюджетные средства, выделяемые на достройку дамбы в течение последних лет, расходовались исключительно на поддержание объекта в нынешнем состоянии, оплату охраны и откачку воды с объектов строительства. В 2002 г. контрольная инспекция СЗФО исследовала ситуацию, которая была признана сложной.
«Сейчас надо выстраивать стратегию строительства, так как произошел полный разлад предприятий-субподрядчиков», — заявил В.Черкесов. Общая стоимость работ на КЗС составляет 17,8 млрд. руб., из которых за 22 года, которые продолжается строительство, освоено только 1,2 млрд. руб.
КЗС включен в перечень объектов, на которые выделяются деньги в рамках подготовки к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. Работы по строительству дамбы с учетом выделенных средств должны быть закончены в 2008 г.
Банкротство состоялось
Тем временем генеральный подрядчик строительства дамбы признан банкротом.
30 января Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял решение о введении на ФГУП «Ленгидроэнергоспецстрой» («ЛЕНГЭСС») процедуры конкурсного производства. Конкурсным управляющим назначен Геннадий Хорьков.
Напомним, что 10 сентября 2002 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области ввел процедуру наблюдения на ФГУП «Ленгидроэнергоспецстрой», которое с 1979 года было генеральным подрядчиком строительства КЗС. Кандидатура временного управляющего была предложена представителями ФГУП «Управление специального строительства по территории № 3» (УССТ № 3) Федеральной службы специального строительства. Это предприятие и явилось инициатором процедуры банкротства, подав в Арбитражный суд заявление о признании должника банкротом.
ФГУП «ЛенГЭСС» задолжало своему субподрядчику порядка 2,5 миллиона рублей. УССТ № 3 работало на строительстве дамбы с сентября 2000 года, а окончательный расчет за выполненные работы должен был произойти еще к концу 2001 года. Позднее иски подали фирмы «Кран-Сервис» (по данным руководства ЛенГЭСС, задолженность предприятия перед фирмой составляет 14 млн. руб.), ООО «Юреко» (задолженность — 11 млн. руб.), ГУП «ОССТ» (2,8 млн. руб.), финская компания «Хонкавааран Маасторакеннус», после смены собственников называющаяся «Skanska HMR OY» (18 млн. руб.).
При этом представители компаний ходатайствовали о присоединении своих заявлений к уже рассматриваемому судом. Подали иски и налоговые органы.
Общая кредиторская задолженность «ЛенГЭСС», по оценкам и.о. генерального директора предприятия Александра Клюга, составляет порядка 120-140 миллионов рублей. Из них 50-53 миллионов — долги по налогам и пени, 15-17 миллионов — средства вкладчиков в строительство жилья в 1996-2000-м, остальную сумму составляют долги субподрядным организациям.
Счетная палата России берет под системный контроль работы по достройке КЗС
Счетная палата России берет под системный контроль использование кредита ЕБРР на строительство, за которым президент России Владимир Путин поручил лично следить своему полномочному представителю в СЗФО Виктору Черкесову. Об этом заявил 10 февраля на встрече с журналистами в МПЦ-300 председатель Счетной палаты России Сергей Степашин. Комментируя взаимодействие палаты с Главным контрольным управлением Президента России (ГКУ) и КСП Санкт-Петербурга, он отметил, что в ходе взаимодействия с ГКУ палата предоставляет необходимые материалы по своим проверкам, в том числе, и по подготовке к 300-летию Санкт-Петербурга.
Поясняя перспективы достройки КЗС, глава Счетной палаты России отметил, что сейчас «на федеральном уровне идет спор между Минтрансом и Госстроем России о праве главного распорядителя финансов и организатора тендеров». «После завершения праздников мы все вместе с КСП Санкт-Петербурга и ГКУ ещё раз всё проверим и подведем итоги, каждая из организаций в меру своей компетенции», — заявил С.Степашин.
По словам Степашина, целевой кредит, выделенный ЕБРР на строительство защитных сооружений в Петербурге, — самый крупный за последние несколько лет. И поэтому программе расходования этого кредита в Счетной палате уделяется особое внимание. Жесткий контроль — одно из условий предоставления финансовой помощи.
В настоящее время решается вопрос, кто будет отвечать за строительство очистных сооружений — Министерство транспорта или Госстрой и как будет проведен тендер.
Что дальше?
Действительно, вопрос о генподрядчике — самый злободневный на сегодняшний день. Есть основания полагать, что он решится во время очередного посещения Петербурга главой Госстроя Николаем Кошманом, которое ожидается в течение февраля. К этому времени, судя по графику контракта, утверждённому на заседании правительства 25 декабря, должен поступить и первый транш кредита ЕБРР.
Елена Зеликова
ФГУП «Северо-Западная
дирекция Госстроя РФ»
Тел. 320-63-83
По метериалам журнала "
Строительство и городское хозяйство"