Общественные слушания - что и как надо делать, если рядом с Вами собираются строить.
Если рядом с вашим домом собираются развернуть строительство, с этим фактом, скорее всего, придется смириться. Однако, совсем нелишним будет заранее знать, к каким именно сюрпризам стоит готовиться. А выяснить это можно, посетив общественные слушания, на которых строители ознакомят вас со своим проектом и, может быть, посулят кое-какие блага. Многочисленные скандалы, свя- занные с противостоянием граж- дан и строителей, потрясают город периодически. Парадоксально, но получается, что самая, казалось бы, созидательная сфера бизнеса способствует росту социальной напряженности.
Свою лепту в процесс внес каждый: чиновники, утверждающие некачественные проекты; строители, не выполняющие взятых на себя обязательств; депутаты ЗС и муниципалы, наживающие политический капитал; наконец, сами жители, увлеченные игрой в демократию.
Само собой, существуют и объективные причины, главная из которых - дефицит свободных пятен под застройку, приводящий к уплотнению жилых кварталов, чему, естественно, `старожилы` редко когда радуются.
До сентября 2000 года городские власти молча взирали на все происходящее со своего Олимпа, но потом, наконец, и их, что называется, `прижало`. В итоге на свет появилось распоряжение губернатора № 994, утверждающее `Порядок участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительства`.
Цель, как всегда, провозглашена благородная: `обеспечение соблюдения государственных, общественных и частных интересов`.
Как положено
Российское законодательство предусматривает два вида вовлечения населения в процесс градостроительства: информирование и общественные слушания. В первом случае мнение граждан никого не интересует, во втором - выслушивается.
Механизм организации слушаний таков. Получив информационное сообщение о намерении инвестора, районная власть (совместно с органами местного самоуправления - ОМСУ) в течение 10 дней определяет дату, время и место проведения общественных обсуждений. Затем то же Территориальное управление (ТУ) публикует информационное сообщение в средствах массовой информации и размещает объявления на территории муниципального образования или квартала. Не позднее чем через 30 дней назначаются сами слушания.
Составленный и подписанный главой ТУ или его заместителем и представителем ОМСУ протокол передается на рассмотрение инвестиционно-тендерной комиссии. На слушаниях обязательно должны присутствовать заместитель главы ТУ, представитель органов местного самоуправления, инвестор (или представитель инвестора), автор разработки инженерно-градостроительного раздела проекта и районный архитектор. Представители общественности, пришедшие на слушания, могут задать вопросы каждой из этих персон, а также высказать свои соображения насчет того, как эффективнее потратить деньги на благоустройство и уменьшить неудобства, неизбежно возникающие в процессе строительства.
Как всегда
По большому счету, если строительство не противоречит градостроительным нормам, противиться ему бесполезно: общественные слушания носят ознакомительный характер, то есть главная их цель - все-таки информирование `по факту`.
Впрочем, если среди общественности найдутся профессионалы-строители, у них есть шанс попытаться оспорить достоинства проекта, благо Генеральный план развития города давно морально устарел, а градостроительные законы субъекта Федерации отсутствуют.
Показательно, что сейчас Управление инвестиций `на всякий случай` предписывает проводить общественное обсуждение практически по каждому новому объекту, словно подчеркивая, что процедура эта - не больше чем формальность.
На самом деле большинство граждан вряд ли надеется, что где-то во властных кабинетах их ждут, чтобы выслушать все благие пожелания. Даже в самых громких скандалах принимает участие не более трети жителей близлежащих домов.
Этой активной `трети` стоит учитывать, что время подготовки общественных слушаний не безгранично. Возмущаться, когда начнут рыть котлован или, тем более, возводить этажи - поздно по определению. Напомним, - чтобы оформить свое недовольство в конкретные предложения, у граждан есть не более 30 дней - от объявления даты слушаний до их проведения.
Что же касается результатов... На сегодня общественных слушаний проведено уже больше сотни, но ни одно из них напрямую не привело к запрету строительства, даже в тех случаях, когда потом начинали рушиться стены соседних домов или напрочь лишались света десятки квартир.
Активисты могут припомнить пару случаев `торжества общественного мнения`, но даже их вряд ли можно считать заслугами непосредственно слушаний. При ближайшем рассмотрении оказывается: либо запрет на строительство был вынесен судом, либо шум вокруг проекта был настолько велик, что власти волевым решением замораживали его под тем или иным предлогом (а заодно и воспитательную работу с нерадивыми застройщиками проводили). В общем по своей эффективности общественные слушания заметно уступают хорошо организованной акции протеста.
Кстати, вице-губернатор Александр Вахмистров убежден, что зачастую застройщики сами виноваты в возникновении конфликтных ситуаций. `Необходимо просто и доступно объяснять людям, что, собственно говоря, за объект будет располагаться рядом с их домом. Застройщики должны создавать для этих людей комфортабельную среду обитания, а не действовать по принципу `построить дом и бежать`, что иногда происходит`, - считает он. В то же время и общественности дается понять, что не она будет решать, быть новостройке или не быть. `Если по всем градостроительным нормам здесь можно построить дом, - значит, будут строить`, - категоричен вице-губернатор.
Другое дело, что и муниципальные власти, и окрестные жители с помощью общественных слушаний могут `выторговать` для себя некоторые блага, тем более, что материальный резерв у инвестора для этого есть - до 50% отчислений в городской бюджет на инфраструктуру он может погашать `натурой`, в том числе благоустраивая прилегающую территорию.
Как лучше
Если обратиться к опыту так называемых развитых стран, мы увидим, что при всей кажущейся демократии никаких народных вече при выдаче разрешений на строительство, как правило, не устраивается. В то же время в `мире наживы и чистогана` учитываются интересы всех собственников. Например, инвестор обязывается произвести дополнительные расчеты, чтобы выяснить, как повлияет новое строительство на стоимость близлежащего имущества. И если она уменьшается, компания обязуется компенсировать собственникам эти потери в случае соответствующих судебных исков.
То есть существует полное правовое обеспечение всех сторон, интересы которых так или иначе затронуты в ходе реализации инвестиционного проекта. Что же касается российской практики, то декларация общественного участия - вещь, конечно, хорошая, но практически бесполезная, пока законодательно не прописаны все `сопутствующие` процедуры - в том числе, определения размеров компенсаций и потенциальных ущербов.
Теоретически и российский гражданин (собственник жилья) может доказать в суде, что строительство по соседству снизило рыночную стоимость его квартиры на энную сумму денег, и потребовать с застройщика компенсацию. Градостроительный кодекс такой возможности не отрицает, но на практике прецедент пока не создан.
Однако, говоря о судебных перспективах, нельзя не упомянуть и аргументы юристов, отстаивающих позицию строителей. Судья единого Третейского суда сообществ банкиров, промышленников и строителей Алексей Люкшин считает, например, что никаких правовых последствий общественные слушания не имеют и отказ в заключении инвестиционного договора на основании таких `слушаний` можно с успехом оспорить.
Как правило
Из всего вышеизложенного вытекает вполне банальный вывод: если будут четко сформулированы правила игры и каждый начнет заниматься своим делом, то исчезнет и почва для конфликтов.
Простой пример. Строительные нормы и правила (СНиП) - многотомный свод законов - никто не отменял. В них четко и ясно регламентированы все вопросы, связанные с реализацией проектов в области строительства - будь то нормы инсоляции (а ведь на общественных слушаниях жильцы в основном жалуются на то, что новый дом загораживает от солнечного света соседние), сохранение зеленых насаждений или укрепление фундаментов.
И если просто-напросто соблюдать СНиПы - никакие общественные слушания не понадобятся. Для контроля за их соблюдением существуют специальные органы власти, которые должны нести какую-то ответственность за каждую поставленную подпись.
В свою очередь, депутаты ЗС давно должны были озаботиться регулированием градостроительной деятельности, меж тем как соответствующий законопроект до сих пор не принят.
В результате всей этой неразберихи страдают и представители бизнеса, и рядовые жители города, а общественные слушания выглядят нелепой попыткой лечить перелом с помощью лейкопластыря.
Александр Вахмистров, вице-губернатор Санкт-Петербурга, председатель Комитета по строительству: Нужен профессиональный диалог с горожанами, необходимо уделять больше внимания дополнительному благоустройству всей прилегающей территории, и тогда после окончания строительства цены на жилье в близлежащих домах будут возрастать. К тому же часто повышается и спрос - кончились квартиры в строящемся доме, и потребитель обращает внимание на соседние. И люди, понимая это, не будут препятствовать новому строительству.
по материалам газеты `Частная Недвижимость`