САНКТ-ПЕТЕРБУРГ В РАБОЧЕЙ СПЕЦОВКЕ
В КАНУН ЮБИЛЕЙНОГО ГОДА
Всего пять месяцев осталось до 300-летия северной столицы России. К этой торжественной дате подготовлена и реализуется обширная программа обновления центра города и всех его районов.
В этом номере наш журнал проводит своего рода предпраздничную летучку, в ходе которой будут подведены промежуточные итоги большой работы, определены цели на ближайшие полгода. Состоится и разговор о перспективах дальнейшего развития города на Неве.
Первым на вопросы нашего корреспондента отвечает губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев.
— Владимир Анатольевич, с чего началась подготовка к юбилею?
— В администрации города с участием самых авторитетных общественных организаций была разработана программа подготовки к 300-летию Петербурга. Она прошла самую тщательную экспертизу и была утверждена Государственной комиссией под председательством президента Российской Федерации В. В. Путина. Это обширный документ — в нем более сотни конкретных проектов и адресов.
— Какие проблемы требовали особого внимания на первом этапе?
— Главной нашей задачей было добиться, чтобы в программе остались наиболее масштабные и важные для города проекты.
В основу общей концепции положено стремление повысить качество жизни петербуржцев, сделать ее безопасной, комфортной, содержательной. Именно на это нацелены практически все юбилейные проекты. Среди них — такие масштабные, как строительство Кольцевой автомобильной дороги и сооружений защиты города от наводнений, восстановление движения на аварийной линии метрополитена, ремонт и реконструкция исторического центра. Эти объекты остаются для нас главными. Как раз с ними связаны наиболее сложные проблемы. Они требуют таких объемов финансирования, с которыми город без помощи федерального бюджета справиться не может. И хотя соответствующие средства в бюджете предусмотрены, поступают они не всегда во время и не в полном объеме. Отсюда и сложности, которые приходится преодолевать и корректировать сроки исполнения.
— Как строится взаимодействие с федеральной властью?
— Понимание всероссийской и даже международной значимости юбилея нашего города есть на всех уровнях власти. Здесь ничего и никому доказывать не нужно. Но по конкретным вопросам прийти к оптимальному решению довольно сложно. У нас в Петербурге довольно много объектов (в том числе и недостроенных) принадлежит федеральным министерствам и ведомствам. И многие из них требуют серьезного ремонта и реконструкции.
С Министерством культуры, например, чаще всего удается найти взаимопонимание. Когда же мы обращаемся к руководству, скажем, министерства обороны или здравоохранения с просьбой: либо приведите свои объекты в порядок, либо (если они вам не нужны) передайте их в собственность городу, с такой постановкой вопроса вроде бы соглашаются. На словах. А реально не делают ни того, ни другого. Недостроенные или требующие ремонта объекты продолжают разрушаться, город это, естественно, не украшает. Иногда для того, чтобы решить вопрос, требуется вмешательство вице-премьера, главы правительства, а то и президента.
— Как реагирует президент на такие обращения?
— Владимир Владимирович Путин постоянно держит подготовку Санкт-Петербурга к юбилею в поле своего внимания. Неоднократно эти вопросы рассматривались на самом высоком уровне в Москве. А летом президент специально приезжал в свой родной город, чтобы в деталях ознакомиться с обстановкой на месте. Тогда удалось решить ряд проблем, наметить способы устранения недостатков.
— В том числе и в финансировании?
— Да, и в этом непростом вопросе президент обещал нам содействие. Тогда же он назвал случаи, когда деньги на подготовку выделялись, но не были своевременно использованы и были возвращены в бюджет. И хотя речь шла об объектах федерального и ведомственного подчинения, для критики было достаточно оснований.
— Владимир Анатольевич, значительные средства на подготовку к юбилею города выделяет и бюджет Санкт-Петербурга?
— И это естественно. Город решает и так называемые локальные задачи по благоустройству отдельных улиц, набережных, площадей.
Даже названия многих юбилейных программ говорят сами за себя: «Светлый город», «Чистый город», «Безопасный город», «Дворы Санкт-Петербурга» и другие. Все это требует огромных средств, но и уже дает заметные результаты — часть объектов построена либо близится их сдача.
— Назовите некоторые из них.
— Наиболее заметное событие — возобновление движения транспорта по Троицкому мосту. Строители сдержали свое слово, закончив первоочередные работы в середине ноября. Кстати, этот уникальный и один из красивейших мостов города был сооружен к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга. У строителей и реставраторов еще остались дела на Троицком, но они будут завершены к празднику без остановки движения по мосту. Не менее сложной были работы по капитальному ремонту моста Александра Невского. Построенный в советские годы, он полностью выработал свой проектный срок эксплуатации. После обновления мост долгие годы будет действовать без ремонта. Кстати, жители и гости города уже начали забывать о том, что здесь совсем недавно хозяйничали строители.
— Зато они с нетерпением ждут окончания работ на Сенной...
— Движение всех видов транспорта на Сенной площади в Санкт-Петербурге откроется в начале декабря. Говорю об этом уверенно, поскольку совсем недавно проверял ход выполнения работ по комплексной реконструкции этой площади.
В центральной ее части завершается мощение, сооружаются павильоны и коммерческий центр, который будет примыкать к станции метро. Убрана лоточно-киосковая торговля, которая будет перенесена на строящийся так называемый «Сенной рынок-2». К концу реконструкции с площади будет убрана шахта метро. К 2005-2007 гг. войдет в строй пересадочный узел метро «Сенная-3». На территории, прилегающей к Сенной, предполагается развитие сети пешеходных зон. Возможно и строительство пешеходной зоны на Спасском переулке. Все работы по реконструкции завершатся к юбилею города.
— Владимир Анатольевич, вас замечали на юбилейных объектах города, которые вы обходили пешком. Чем это вызвано?
— Уж конечно не нехваткой бензина. Просто вид городских улиц, пешеходных зон и многих юбилейных объектов из окна персональной машины не совсем такой, как при пешем передвижении рядового горожанина. Наш город велик, и обойти его пешком трудно. Но стараюсь выкраивать время, чтобы иметь собственное представление о состоянии основных объектов города.
— И как они выглядят в представлении губернатора?
— Успешно завершено строительство путепровода на проспекте Стачек. Продолжается реконструкция — в Шушарах. Первая очередь работ уже позволила открыть здесь движение транспорта.
С завершением второй очереди будут «расшиты» узкие места на двух важнейших для города направлениях. Неплохо идут дела на Дворцовой площади — там работы ведутся в основном по графику и близятся к завершению. Помимо восстановления подземных инженерных сетей там будет заменено покрытие тротуаров (вместо асфальта появятся гранитные плиты), реставрируется и мощение самой площади.
Завершен и текущий ремонт Театральной площади. Здесь выполнена полная замена асфальтобетонного покрытия проезжей части с укладкой выравнивающего слоя, проведена перестановка бортового камня.
Не стану приводить списка проспектов и магистралей, где реконструирована и обновлена с применением новых технологий проезжая часть. Нас привычно упрекают, что перерыт чуть ли не весь город. Это так, но и масштабы дорожных работ в Петербурге невиданные — два года подряд укладывается по 6 млн. кв. м асфальта. Да и списки обновленных магистралей города включают десятки названий!
— Но есть среди них и магистраль под номером один?
— Именно такая роль предназначается Кольцевой автомобильной дороге. Первый ее участок уже эксплуатируется.
Этот федеральный объект, к сожалению, будет сдан позже, чем мы рассчитывали. Но свою часть работ по примыканию городских улиц к этой магистрали, например, на проспекте Энгельса, город выполнил заблаговременно.
Специфика Петербурга в том, что это крупный транспортный узел, пересечение морских, железнодорожных и воздушных путей. У города великое прошлое и, я уверен, не менее значительное будущее.
— Владимир Анатольевич, этим мы обязаны его основателю?
— Несомненно. Вся жизнь города навеки определена гениально выбранным Петром Первым, как теперь говорят, геополитическим положением города. Петербург стал «окном в Европу», а для новой России он превращается в широко распахнутые на Запад ворота. Я уверен, что при деятельном участии Петербурга наша страна займет достойное место среди великих мировых держав. И шаги в этом направлении предпринимаются весьма решительные.
— В чем они состоят?
— Недавно городское, а затем и федеральное правительство одобрили Генеральную схему развития большого порта «Санкт-Петербург». Уже в этом году грузооборот порта возрастет с 36 до 40 миллионов тонн. Это рекордные для 300-летней истории города показатели. По расчетам к 2010 г. наш порт будет перерабатывать 60 миллионов тонн грузов и сможет на равных конкурировать с любым другим портом на Балтике. Способствовать этому будет и достройка сооружений по защите Петербурга от наводнений. Руководство страны принимает для этого решительные шаги, и перспективы завершения строительства этого объекта сейчас определены окончательно.
— Какие еще транспортные объекты предстоит построить?
— Прежде всего — новый Ладожский вокзал. Мы в основном решили проблемы этой стройки с МПС, и сейчас нет сомнений в том, что к юбилею этот крупный комплекс будет готов. К сожалению, не все еще ясно с сооружением Западного скоростного диаметра.
Но он, несомненно, будет проложен и вместе с КАД позволит существенно улучшить экологическую обстановку в центре города и обеспечить рациональное передвижение транспорта.
К ближайшим планам я бы отнес и строительство тоннеля под Невой в створе Орловской улицы и Пискаревского проспекта. Проведены предварительные переговоры с председателем правления немецкой фирмы «Херренкнехт АГ» Жан-Клодом Амэ. Эта фирма поставляет проходческое оборудование для тоннелей диаметром 16 м с 3-полосным движением транспорта и пешеходной дорожкой. Мы форсируем согласование деталей проекта и схемы финансирования этого объекта. Эта переправа и строящийся в створе Запорожской улицы высоководный вантовый мост КАД позволят организовать круглосуточное движение над и под Невой. Завершение этих работ выходит за временные рамки 300-летия, но мы исходим из того, что жизнь ведь не остановится после 2003 г.
— Вы коснулись очень важной проблемы — того, что будет после юбилея.
— Подготовка к юбилею, способы решения проблем, и прежде всего — с опорой на собственные силы, помогут нам продвигаться вперед быстрее и с меньшими потерями.
Как пример приведу проблему ликвидации аварии метро в зоне «Размыва». Трудностей на всех этапах этой работы было немало. Но постепенно их удалось решить. И вот теперь, когда щит «Виктория» идет в плывуне, мы надеемся, что в юбилейном году проходка будет закончена.
— Но в списке юбилейных объектов есть и не столь масштабные?
— Есть и такие. Во многих случаях они осуществляются как инвестиционные. Инициативных предложений мы получили немало, и отобрать наиболее перспективные было трудно. Решения принимали коллективно — в подготовке к юбилею участвуют все городские службы, структурные подразделения городской и районных администраций, а также общественные организации. Ну а контролируют выполнение решений правительство города, наши отраслевые комитеты. Существует и жесткий контроль из центра. Но В. И. Матвиенко, А. Л. Кудрин и Г. О. Греф — наши земляки, хорошо знают проблемы нашего города и в меру сил и возможностей помогают в подготовке к юбилею.
— Трехсотлетие города вызывает интерес и за рубежом?
— Да, это так. И многие страны хотят преподнести свои подарки. Китай, Япония, Финляндия, Италия, Швеция, Франция и другие государства уже определили свою программу. Много делают и субъекты РФ.
Республика Карелия курирует Петрозаводскую улицу, Вологодская область отреставрировала фасад театра имени Ленсовета... Масштабным стало сотрудничество с Республикой Татарстан. Администрация Казани организовала ремонт фасадов зданий на Казанской улице и Татарском переулке.
Перечень подарков из многих субъектов РФ велик, и мы благодарим всех, кто оказывает нам помощь.
— Владимир Анатольевич, как будут проходить торжества?
— Юбилейные мероприятия будут проходить в течение всего 2003 г., но главные торжества состоятся в последнюю неделю мая.
Каждый праздничный день будет отмечен определенной тематикой. Мы постарались учесть самые разные направления: наука, искусство, спорт — все получит отражение. Свои праздничные программы готовят многочисленные национальные общины и землячества, издавна проживающие в Петербурге.
Один из дней будет целиком окрашен морской тематикой, родной и близкой для Петербурга. Причем, торжества состоятся не только в историческом центре города и в акватории Невы. Гуляния, концерты, карнавальные шествия пройдут во всех районах города.
Можно без преувеличения сказать, что праздник войдет в каждый дом, каждую петербургскую квартиру. Телевидение будет задействовано на полную мощность. Так что участниками и зрителями нашего праздника станут не только гости из других городов и стран, которых ожидается очень много, но и все россияне.
— Какие структуры и организации задействованы в их реализации?
— Свой план подготовки к 300-летию Санкт-Петербурга есть у большинства предприятий, фирм, компаний. Некоторые из них, такие как «Ксерокс», Балтийская строительная компания, «Ленэнерго» и другие, стали генеральными спонсорами праздника. Свои подарки к юбилею Санкт-Петербурга готовят и города-побратимы из ближнего и дальнего зарубежья. Продумано и то, чтобы пребывание иностранных делегаций не затруднило нашим землякам участие в праздничных мероприятиях, о которых они будут заблаговременно извещены через средства массовой информации.
Пользуясь случаем, поздравляю всех жителей Санкт-Петербурга с наступающим Новым годам, с юбилеем любимого города.
Беседовал Валентин Воронов
Опубликовано по материалам сайта : Газета "Деловой Петербург" 24.12.2002