Закончится ли на дамбе мертвый сезон? Достройка КЗС снова под вопросом.
Комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений, о котором так долго спорили ученые, наконец признан жизненно важным и нужным для города. Однако пока никаких реальных шагов к завершению долгостроя не делается.
О последних событиях вокруг стройки рассказывает заместитель генерального директора ФГУП «Ленгидроэнергоспецстрой» (ЛенГЭСС), генподрядчика на строительстве КЗС - Леонид Анисимович Сурин.
- Леонид Анисимович, когда же предполагается активизировать работы на объекте?
- Активные работы велись только до 1987-88 годов. В 1988 году КЗС был готов уже на 60%. Сейчас мы лишь ведем поддержание в рабочем состоянии тех объектов, которые ранее были построены. Делаем очень небольшие объемы работ, которые мы в состоянии выполнить за минимальные выделяемые средства. В основном это бетонное строительство. В течение последних 10 лет денег хватает только для того, чтобы мы могли поддержать котлованы, водоотлив, энергетику на объекте в рабочем состоянии.
- Кто теперь курирует стройку?
- В мае 2000 года госзаказчиком стал Госстрой РФ. Когда стройка только началась, заказчиком ее было Минэнерго, а курировало стройку управление «Ленморзащита», и так продолжалось до 87 года. Впоследствии Минэнерго освободилось от объектов, конкретно не связанных с энергетикой, и функции заказчика перешли к Администрации Санкт-Петербурга, от лица которой с нами работало управление «Ленморзащита».
В 2000 году в связи с принятием нового бюджета и распределением средств по отраслевому принципу функции госзаказа перешли к Госстрою РФ, который создал здесь Северо-Западную дирекцию «Гипрогора» (одного из институтов министерства). До сегодняшнего дня она является заказчиком, во главе с В.М. Елистратовым. Управление «Ленморзащита» выполняло на объекте технический надзор, а сейчас занимается только эксплуатацией ранее сданных четырех водопропускных сооружений (поскольку это функция города).
Однако, как бы ни решались вопросы о госзаказе в Москве, финансирование не становилось от этого более приемлемым. В этом году выделенные средства мы могли бы освоить уже в августе, если бы работа не приостановилась из-за известных вам событий.
Сейчас стройка практически не финансируется. Окончательного решения по финансированию четвертого квартала пока нет. Минимальные деньги, которые нужны только для содержания водоотлива котлована и энергетики на объекте - это около 3-4-х млн. рублей в месяц. Может быть, такие деньги и будут выделены. Однако на сегодняшний день Госстрой не рассчитался с нами еще за июль, а зарплату коллектив не получал с августа.
- А как обстоят дела с кредитом ЕБРР в 215 млн. долларов? Предполагалось, что он будет выделен в конце этого года...
- Это еще не решенный вопрос.
По нашей информации, президент ЕБРР, будучи недавно в Петербурге, высказывал претензии к деятельности комиссии по подготовке этого решения. ЕБРР хочет провести подготовку решения своими силами, с помощью иностранных экспертов и служб. В связи с этим раньше июля следующего года решение о предоставлении кредита вряд ли будет подписано. Поэтому пока мы не питаем больших надежд на иностранную помощь.
- Каково сейчас положение дел в ЛенГЭСС?
- С 10 сентября по решению арбитражного суда ФГУП «Ленгидроэнергоспецстрой» находится в первой стадии банкротства: процедура наблюдения. До 3 декабря, когда состоится следующее заседание Арбитражного суда, будет производиться подготовка материалов о компании, описание ее финансового состояния, списка кредиторов, конкретной суммы долгов. Собрание кредиторов назначено на 20 ноября. Оно примет решение о том, по какому варианту банкротить предприятие. Первый вариант - полностью ликвидировать, распродавая активы и имущество. Второй вариант - проводить санацию (оздоровление) коллектива в течение 12-18 месяцев, если кредиторы посчитают, что за этот период предприятие сможет рассчитаться с долгами.
Конечно, все это не прибавляет нам хорошего настроения. В конце августа на общем собрании было принято обращение к президенту России, в котором мы просили обратить внимание на бедственное состояние коллектива. 23 года мы работали на этом объекте. До приватизации у нас трудилось на постоянной основе около 7 тыс. человек. В результате дробления на акционерные общества, которые потом обанкротились, эта цифра резко упала. Остался костяк - около 500 человек, но и из него за последний год ушло примерно 170 специалистов. Так что нестабильное финансирование стройки не только тормозит и практически останавливает само строительство, но и разваливает коллектив.
Долгострой заставляет впустую тратить государственные деньги, а самое главное, губит судьбы людей, приехавших когда-то на стройку и никак не ожидавших, что она затянется на 20 лет.
- Сейчас будут объявлены тендеры на окончание строительства дамбы?
- Тендеры будут объявлены тогда, когда решится вопрос с кредитом ЕБРР. Предлагается разделить стройку на отдельные лоты, по разным вариантам от - 4-х до 8-ми лотов. По-моему, имеет смысл проводить тендер только тогда, когда финансирование будет окончательно определено. Если этого не сделать, стройка опять затянется. Ведь и кредита ЕБРР хватит только на 30% стоимости оставшихся работ. Всего на завершение строительства требуется около 650-700 млн. долларов. Разумно было бы, может быть, распределить финансирование между городом и федеральным бюджетом. Все-таки объект строится для города, и необходимость его уже давно очевидна. Но пока такой вариант не находит поддержки в руководстве города.
При условии выделения необходимых средств - 2-3 млрд. рублей в год - строительство КЗС можно было бы завершить в 2010 году.
- Что было построено за последние два года?
- Мы осваивали те деньги, которые выделялись - в год 150-180 млн. рублей. Не так быстро, как хотелось бы, но работы велись. На судопропускном сооружении С-1 были забетонированы часть блоков перекрытия тоннеля. Мы подняли входные секции доковых камер (это сложные бетонные работы), вели работы на причалах для вспомогательного флота, начали бетонные работы на административно-технических зданиях (северном и южном).
На Дамбе-10 в этом году укрепили откосы с финской стороны, вели земляные работы на Дамбе-7, отсыпку Дамбы-3 на Бронке. Работы могут вестись и медленными темпами, но чем дальше оттягивается решение вопроса с финансированием, тем больше накапливается убытков. Мы попробовали оценить те убытки, которые сейчас возникают при эксплуатации недостроенного сооружения: от небольших наводнений, от выноса песка, из-за постоянного перерасхода электроэнергии (ведь все трансформаторные мощности рассчитаны на нормальную работу). Кроме того, котлованы были рассчитаны только до 93 года, а все то время, пока мы их откачиваем - уже 9 лет, деньги тратятся впустую.
Так вот, по примерным нашим подсчетам, дамба приносит убытков на сумму около 500 млн. рублей в год. Прибавьте еще ту сумму, которая выделяется ежегодно на поддержание сооружения в рабочем состоянии - до 180 млн. рублей. У государства нет такого избытка средств! Стройка должна быть закончена и должна начать наконец приносить прибыль. Иначе не помогут никакие кредиты.
Беседовала Елена Зеликова
ФГУП
«Ленгидроэнергоспецстрой»
Опубликовано по материалам сайта : Журнал "Строительство и городское хозяйство" 19.12.2002