Реклама

НЕРАЗРУШАЮЩИЙ ПРОГРЕВ БЕТОНА

Немного истории о "Виктории"

Дата публикации: 18.12.2002 Количество просмотров: 1038
      О восстановлении движения через “Размыв” от станции “Лесная” до станции “Площадь мужества” заговорили сразу после аварии в декабре 1995 г.
      Вынужденное искусственное затопление и прекращение движения по участку заставило организовать движение автобусов-подкидышей, чтобы сохранить связь двух районов города с его центром.
И начались поиски проектного решения для восстановления сквозного движения.

       Было рассмотрено более 10 вариантов. Для дальнейшей проработки авторитетная комиссия с участием ученых и специалистов-строителей метро отобрала три.
В результате полномасштабных изысканий выяснилось, что проложить трассу метро в обход “Размыва” невозможно. А для этого необходимо применить импортный тоннелепроходческий комплекс (ТПМК), приспособленный для работы в сложных геологических условиях. После проведения международного конкурса подрядных работ его победителем стало совместное итало-шведское предприятие. Между ОАО “Ленметрогипротранс” и иностранным партнером был подписан контракт на выполнение проектных работ, а между ОАО “Метрострой” и “Импреджило НСС” - контракт на строительство тоннелей в "Размыве”.
О нынешнем состоянии работ в этой зоне рассказывает генеральный директор ОАО “Метрострой”
В. Н. Александров.

- Вадим Николаевич, “Метрострой” начал работы еще в 1997 г.?
- Да, в октябре. И в короткие сроки нами были выполнены все горно-капитальные и подготовительные работы. В частности, осуществлена проходка тоннелей и камер различного диаметра в количестве 1807 м. Мы прошли также два вертикальных ствола диметром 8,5 м, стволы шахт для спуска, монтажа ТПМК и выдачи его на поверхность после окончания работ. Сооружена также камера для разворота этого комплекса со стороны станции “Площадь мужества”, выполнен ряд других подготовительных работ.

- В том числе и на ваших заводах?
- Да, по контракту нами на заводе “Метробетон” установлено и освоено новое оборудование для производства сложнейших арматурных каркасов, приготовления бетона и формовки железобетонной обделки диаметром 7,1 м.
И в марте 2002 г. все предназначенные для проходки “Размыва” в оба конца - 1142 кольца были готовы. Их на всех этапах изготовления контролировали наши и иностранные специалисты. А испытания выявили высокое качество продукции. Показатели по прочности и водонепроницаемости были существенно превышены, а по морозостойкости - соответствуют проектной марке.
Мы выполнили и все остальные свои обязательства по контракту.

- Вадим Николаевич, почему же ваши партнеры остановились?
- В декабре 2001 г. был закончен монтаж ТПМК. После вывода его на проектную трассу и испытаний в пределах береговой зоны “Размыва” и проходки 130 м правого тоннеля комплекс был остановлен.

- Из-за чего?
- При испытании “Виктории” 10 апреля вышла из строя гидроизоляция, вызвавшая незапланированную остановку щита. Опасности этот факт не представлял, потому что проходка шла в плотных устойчивых грунтах. Но при входе непосредственно в зону размыва такое явление было, мягко говоря, нежелательно. Для выяснения причин дефекта и доводки всего комплекса его и остановили. Предстояло разработать технические решения с тем, чтобы в дальнейшем не допустить подобного. Была назначена экспертиза, в которой участвовали и наши проектировщики.
Ее результаты были переданы на экспертизу в Международную тоннельную ассоциацию России, которая сделала свои выводы.

- О них стало известно руководителям России и Италии?
- Да, и обеспокоенность таким поворотом событий прозвучала при посещении в порядке подготовки к 300-летию Санкт-Петербурга президентом России В. В. Путиным. Он поручил председателю Госстроя РФ А. Ш. Шамузафарову разобраться в причинах остановки и доложить. После чего была создана комиссия из 22 специалистов во главе с первым заместителем председателя Госстроя Н. В. Масловым. Профессионалы высшей квалификации приступили к работе. У каждого из членов комиссии был свой взгляд на происшедшее, и придти к единому мнению оказалось непросто.

- Но все же удалось?
- Работа комиссии затянулась. Только в мае стало ясно, что в сложившейся ситуации пустить тоннель в эксплуатацию к юбилею города не возможно. И такое сообщение ушло к президенту. Обсуждался и вариант с временной схемой организации движения по правому тоннелю. Но мы от него отказались - безопасность пассажиров превыше всего. Таким было единогласное мнение.

- Что еще решила комиссия?
- Она констатировала, что с учетом состояния проекта и при выполнении намеченных мероприятий, прошедших экспертизу, вполне реально пройти оба тоннеля к 300-летию города. Было установлено, что “Размыв”, о преодолении которого уже столько сказано, удастся пройти. И к концу 2003 г. по нему можно будет пустить поезда.

- Вадим Николаевич, это было единогласное решение?
- Есть люди, которые и сейчас сомневаются в устойчивости обделки во время эксплуатации. И при этом они указывают на сложнейшую геологию.
Такая геология действительно, по мнению большинства специалистов, до сих пор не встречалась. Так же считают итальянцы, французы и граждане других стран, причастных к работе комплекса. И они все теперь с огромным уважением и трепетом относятся к “Размыву”. И мы уверены - его можно преодолеть!

- Каким образом?
- Чтобы проверить правильность принятых иностранными партнерами решений, комиссия Госстроя и Госгортехнадзора приняла решение: провести испытания повышенной сложности. К ним приступили 13 сентября.
Они проводились все еще в плотных грунтах, но с имитацией той обстановки, которая будет при работе комплекса в самом размыве. Поэтому сначала создавалось повышенное давление в 3 атмосферы, потом - 4, далее - 5 атмосфер. И наивысшим было давление в 6 атмосфер при максимально возможном в зоне “Размыва” - 5 атмосфер. Испытания показали, что новая технология жизнеспособна, а безопасность проведения работ гарантирована. Качество монтажа сборной обделки контролировали специалисты Московского горного института. Они дали высокую оценку пройденного тоннеля.

- Комиссия завершила работу?
- Последний протокол комиссии составлен, и она прекращает свою работу. Однако трое членов комиссии сделали дополнительную приписку, которая гласит: “Окончательную оценку эксплуатационной надежности обделки выполнить по результатам изучения расчетов итальянской стороны, дополнительных исследований, учета неоднородности геологического строения массива, динамического воздействия поездов метрополитена на деформативность обделки”.

- Щит двинулся дальше?
- Да. Напомню, что к апрелю было пройдено 130 м тоннеля. В ходе испытаний ТПМК добавилось еще 30 м. А с 1 октября щит работает в две смены. Но пока скорость проходки ниже нормальной - надо учитывать, что щит долго стоял. Думаю, что когда этот номер вашего журнала выйдет из печати, комплекс уже будет в зоне “Размыва”. Это - самые ответственные сотни метров правого тоннеля.

- В работе участвуют и наши проходчики?
- Наши специалисты работали на щите до его остановки - 38 человек.
Скоро они вновь появятся там - требуется обеспечить непрерывную круглосуточную работу агрегата (пять смен) без выходных. Но основная тяжесть падает по-прежнему на иностранных специалистов. А наши работники пока у них учатся.

- Вадим Николаевич, проходка “Размыва” опасна для персонала?
- Да, там требуется особая подготовка всех участников работ. Поэтому проводятся специальные учения, вырабатываются определенные навыки. Будет организовано и дежурство у семи затворов, установленных по всей трассе.
Дополнительную трудность создает близость канализационного коллектора, который проложен всего в 20 метрах над трассой. Словом, все трудное еще впереди.

- И, тем не менее, какова последовательность дальнейших работ?
- За размывом щит снова войдет в плотные грунты. И двинется к уже готовой камере для разворота ТПМК. Там он будет частично демонтирован, развернут в обратном направлении и перемещен в левый тоннель. Потом - монтаж, испытания и - вперед.

- И снова плотные грунты, “Размыв”, плотные грунты?..
- Да. А когда проходка завершится, щит после демонтажа через подготовленную камеру будет выдан на поверхность. И после консервации этот комплекс поступит в распоряжение КУГИ, поскольку он является городским имуществом.
А у нас уже разрабатываются проекты для его дальнейшего применения.

- А что будет в это время под землей?
- После проходки нам потребуется примерно еще полгода до пуска возрожденной линии метро. Предстоит уложить мощные монолитные основания, пути, по которым пойдут поезда, установить и испытать средства сигнализации и блокировки, подвести кабельное хозяйство и т. д.
Но это процесс приятный, и надеюсь, что это будет широко освещаться в СМИ.

- Каковы сроки гарантии нового тоннеля?
- Гарантия дается на сто лет. А гарантийные обязательства качества работ - 24 месяца. Любые недостатки, если таковые выявятся, наши партнеры будут устранять за свой счет.
Беседовал Валентин Воронов


Опубликовано  по материалам сайта :  Журнал "Строительство и городское хозяйство"             18.12.2002




Поделиться:

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
9374
Участников online
28
Подписано
7213
Объявлений
2134
Компаний
5283
Новостей
13225
Форумов
24
Тем форумов
21741
Cтатей
1661
Резюме/вакансий
887

Подписка