ДОРОГИ СДЕЛАЛИ АМЕРИКУ, А БЕЗДОРОЖЬЕ - РОССИЮ.
О плохих российских дорогах пишут из поколения в поколение - благо предмета описаний на бескрайних отечественных просторах меньше не становится.
О плохих российских дорогах пишут из поколения в поколение - благо предмета описаний на бескрайних отечественных просторах меньше не становится. Давно подмечены и связанные с этим специфические природные явления: если снег сошел вместе с асфальтом - значит, точно пришла весна. И уж как хотелось бы в эту цветуще-чирикающую пору верить нашим дорожникам, уверяющим, что климат у нас не тот, для приличных дорог никак не подходящий. Если бы только не мозолили глаза соседи, например, в Скандинавии или в заокеанской Аляске, где климат уж точно не лучше нашего, а дороги... Вот этот, давно уже ставший риторическим, асфальтово-дорожный вопрос обсуждали на днях в Законодательном собрании. Причем и место заседания Комиссии по промышленности, экономике и собственности, и предмет обсуждения можно считать символическими. Собрались в Помпейском коридоре (а древние римляне, как известно, обессмертили себя прекрасными инженерными сооружениями - водопроводом, дорогами), и говорили об американской технологии (а уж фразу о том, что «дороги сделали Америку», знает каждый).
Новинкой обсуждаемую технологию укладки асфальта, пожалуй, не назовешь - в мире она работает уже полтора десятка лет, и даже в нашем городе применяется с 1998 года. Хотя повсеместного распространения не получила: ведь искомая асфальтобетоноукладочная машина «Шаттл-Багги» американской фирмы «Роудтек» стоит недешево - больше полумиллиона долларов. Всего их в нашем городе 5 штук, причем 4 из них сосредоточены в одном месте - ЗАО «ВАД». Название фирмы расшифровывается в каком-то смысле самонадеянно - высококачественные автомобильные дороги. Впрочем, гендиректор Валерий Абрамов уверен, что название соответствует сути.
- Вы посмотрите на качество сделанных нами дорог, - говорит он, - никаких дефектов за четыре года, никаких претензий со стороны заказчика - Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству администрации города, а уж как они придирчивы, это же просто церберы.
Да, подтверждают представители комитета, ни разрушений, ни претензий к ВАДу за прошедшие четыре года действительно нет. А вот при использовании традиционной технологии картина иная. Фирмы-подрядчики дают гарантию на асфальтовое покрытие после капитального ремонта не менее 3 лет - в течение этого срока текущий ремонт проводится из средств дорожных фирм, городской бюджет денег на это не тратит. Опыт показывает, что латать дыры при этом приходится ежегодно. Каждую весну собирается межведомственная комиссия, проверяет состояние отремонтированных прежде дорог, составляет списки дефектов, подлежащих устранению. Кстати, если претензий много, соответствующая фирма лишается права участия в следующем конкурсе на выполнение городского дорожного заказа. А вот при использовании «Шаттл-Багги» гарантийный срок увеличивается ровно вдвое: не 3-4 года, как прежде, а 7-8 лет.
- Это вполне реальная цифра, - утверждает Валерий Абрамов. - Посмотрите на то, что нами уже сделано. Тот же Невский проспект: движение колоссальное, а дорожное полотно за четыре года не истрепалось.
Сейчас ВАД работает на кольцевой автодороге, получил подряд на знаменитую «путинштрассе» - Стрельнинское шоссе. В принципе, это тоже о чем-то говорит. Впрочем, стоит ли безоговорочно верить словам заинтересованного гендиректора? Ведь ежегодно в конкурсах на дорожные работы в городе принимают участие около трех десятков фирм, но никто из них покупать дорогие «Шаттл-Багги», как Валерий Абрамов, пока не спешит. Гонятся за сиюминутной выгодой? Ведь для того, чтобы окупить американскую машину, надо работать три года. И сама технология, конечно же, дороже, правда, ненамного - по подсчетам «Роудтека» где-то на 4% в год по сравнению с традиционной технологией. Это если считать при «старом» гарантийном сроке - 3-4 года. А если разложить затраты на вдвое больший «новый» гарантийный срок - 7-8 лет, - экономия получается за «Шаттлом», причем уже почти 150%!
«Да, это так, - подтверждают представители Дорожного комитета, - применение новой технологии действительно позволяет существенно повысить гарантийный срок службы дорожного полотна». А ведь это, если кто не понял, - прямая экономия бюджетных средств: если во время гарантийного срока город на дорожный ремонт денег не тратит, то уж потом, когда гарантия заканчивается, раскошеливается... Но позвольте, если все так очевидно, так в чем же дело?! «Ну вы же понимаете, - пожимают плечами знающие люди, - у каждой крупной фирмы в горадминистрации и в заксобрании есть свое лобби»... Кстати, слово это, как и дорожная технология, - тоже американское. И обозначает всего-навсего холл в одном вашингтонском отеле неподалеку от Капитолия, где собирались группы «заинте- ресантов», пытающихся донести свое мнение до конгрессменов... Ну это так, к слову.
А что же заседание в Мариинском дворце? Приняли резолюцию: рекомендовать городской администрации при проведении конкурсов на дорожные работы уже в 2003 году увеличить гарантийный срок службы дорожного полотна до 7 лет и договоры с фирмами-подрядчиками заключать исходя из этих условий. Впрочем, навязать свою волю горадминистрации законодатели никак не могут, только «рекомендовать». Решение - за Смольным. И если кто-то подумает, что это всего лишь «дело техники», не спешите. Учтите все вышесказанное.
Опубликовано по материалам сайта : АСН-инфо 15.10.2002