|
Реклама
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата публикации: 17.09.2002 |
Количество просмотров: 409
|
Болезнь гигантомании
Дефицит площадей, соответствующих цивилизованным формам торговли, вызвал бум на рынке коммерческого строительства
Проекты по созданию торговых центров, стартующие в Петербурге, становятся все масштабнее и дороже. А число самих стройплощадок растет в геометрической прогрессии.
По данным комитета по строительству администрации СПб, сейчас в городе сооружается примерно 60 крупных объектов, в которых предусмотрена торговая функция. Каждую неделю инвестиционно-тендерная комиссия выделяет девелоперам новые пятна для строительства гипермаркетов, моллов и торгово-развлекательных комплексов.
Смена имиджа
К 300-летию должны открыться первые торговые центры принципиально нового для города формата. До недавнего времени петербургские инвесторы предпочитали не рисковать и вкладывали средства в проекты с бюджетом до 5 млн долларов и торговой площадью до 10 000 кв. м, которые выглядели как близнецы. Идея застройщиков сводилась к тому, чтобы нарезать полезные площади на блоки поменьше и сдать их подороже, делая ставку на арендаторов - частных предпринимателей, предлагающих нехитрый турецкий и китайский товар.
Однако стандарты потребления постепенно меняются. Продовольственные 50-100-метровые магазинчики уступают под натиском розничных сетей, которые предпочитают объекты площадью от 1000 "квадратов". Аналогичные тенденции наблюдаются на рынках бытовой техники и товаров для дома. Найти приспособленные помещения на вторичном рынке - задача трудноразрешимая. Коммерческий директор Северо-Западного дивизиона сети магазинов "Техносила" Александр Гаврюшенко сетует на то, что развитие компании в Петербурге сдерживается именно дефицитом площадей. С этим мнением солидарны и другие ритейлоры.
Девелоперы, отставшие от потребностей рынка, сегодня с энтузиазмом принялись наверстывать упущенное. Интересна эволюция комплексов ЗАО "Адамант". Компания - пионер по части строительства в городе торговых центров начинала с павильонного городка на Балканской площади. Затем ее вещевые ярмарки перебрались под капитальную крышу. Потом был открыт торговый центр (ТЦ) "Балтийский" - компромиссный торговый центр, где "брэндовые" магазины соседствуют с лавками челноков, а уровень отделки соответствует хорошему универмагу, несмотря на типично ярмарочную нарезку площадей (70% пространства занимают торговые точки по 15-20 кв. м).
Новые проекты "Адаманта", которые выйдут на рынок в 2003-2004 годах, уже принципиально иные. Например, рядом со станцией метро "Академическая" - комплекс общей площадью 50 000 кв. м с многоуровневым паркингом на 825 машин. На Приморском шоссе, на выезде из города, началось сооружение торгово-развлекательного центра "Меркурий". Заявленная стоимость проекта - 25,6 млн евро.
Торговые монстры
Пока "Адамант" остается вне конкуренции по количеству объектов и контролирует большую часть рынка торговых центров в Петербурге. Однако ситуация меняется на глазах. Начатые стройки поражают числом и масштабом. В роли заказчиков выступают отечественные компании, однако внушительный бюджет проектов красноречиво свидетельствует о наличии иностранных финансовых партнеров. Девелоперы новой волны делают ставку на крупных "якорных" арендаторов и заботятся об их привлечении уже на стадии строительства, а то и проектирования.
Первый в рейтинге проектов-гигантов - торгово-развлекательный центр на пр. Испытателей (станция метро "Пионерская"). За реконструкцию недостроенного телецентра ГТРК "Петербург - 5-й канал" взялась компания "Макромир". Чтобы превратить памятник социалистической бесхозяйственности в доходный объект общей площадью 85-90 тыс. кв. м, требуется примерно 32 млн долларов, из них 7 млн компания должна перечислить городу за покупку незавершенки (часть этой суммы уже передана в казну, остальные деньги будут выплачены в рассрочку до июля 2006 года).
Торговый комплекс "Сенная" - самый крупный объект в историческом центре города - запускается к юбилею Петербурга. Его стоимость - 30 млн долларов. Инициатор и девелопер стройки - коммерческий центр "Питер". Параллельно со стройкой на Сенной площади коммерческий центр (КЦ) "Питер" работает над проектом молла в Московском районе.
На Невском проспекте первенство по торговым габаритам держит проект ЗАО "Знаменская". После реконструкции площадь комплекса на углу улицы Восстания достигнет 50 000 кв. м. Это самый дорогой в городе девелоперский проект в сфере торговой недвижимости. Его смета - 100 млн долларов.
Инвестиционная группа "Отель" и стройкорпорация "Элис" впервые в Петербурге решили совместить под одной крышей торговые и гостиничные объекты. Реализация этой идеи потребует примерно 20 млн долларов. Комплекс под названием "Владимирский пассаж" (на Владимирском пр., 19) активно строится и будет завершен к юбилею. Его общая площадь - около 27 тыс. кв. м.
Группа компаний "Бекар", ранее более известная своими проектами строительства бизнес-центров, и ОАО "Гостиница "Россия" начали реконструкцию бывшего ресторана отеля. Там к концу 2002 года будет открыт новый торговый комплекс "Буржуа". Он будет иметь общую площадь около 8000 кв. м, из которых 4000 кв. м займут помещения для торговли. Общий размер инвестиций в проект составит около 3 млн долларов. Этот торговый комплекс позиционируется как европейский супермаркет, ориентированный на обеспеченные слои населения.
Один из крупных проектов на "спальной" окраине, близкий к завершению, - "Заневский каскад" площадью 30 000 кв. м (у станции метро "Ладожская"). Комплекс сдается госкомиссии в декабре этого года и должен начать работу будущей весной. Инвестор и заказчик строительства - ООО "Темп". "Изюминка" семиэтажного здания - вертикальная парковка на 300 машин. По предварительному договору аренды, первый этаж - 3000 кв. м - займет под супермаркет московская сеть "Перекресток". Диапазон арендных ставок - 60-100 долларов за "квадрат" в месяц (для "Перекрестка", естественно предусмотрены особые условия).
Обилие инвестиционных проектов чревато кризисом перепроизводства, что может произойти с петербургским рынком торговых площадей уже к 2005 году. Правда, председатель совета директоров КЦ "Питер" Николай Пономарев считает, что этого не произойдет: "Если сравнить показатели обеспеченности торговыми площадями у нас и в странах Восточной Европы, станет ясно, что резервы рынка еще огромны". Однако снижение арендных ставок, по всей видимости, неизбежно.
Опубликовано по материалам сайта : АСН-инфо 17.09.2002
|
|