От Клеопатры ДО НАШИХ ДНЕЙ
Или он от себя не отпускает, не хочет уходить, пока все, что важно, не высказал.
...Недавно в новостях на центральном канале журналистка сказала про нестоличный памятник, что "он - мирового значения, а не просто какой-то провинциальный по типу "что сумели сохранить, тому и радуемся"...
Так вот, дом № 8 по улице Варварской, похоже, именно такой дом. Точнее, он может быть подобным памятником истории и культуры областного значения, если дом привести в порядок. А пока правильнее сказать "угораздило дом сохраниться, да одни от него недоразумения...". Жители с Варварки, с апреля 1996 года после пожара числящиеся по другим адресам, так и написали в одном из обращений в высокую инстанцию, что причину своих многолетних мытарств видят в знаке, появившемся на доме в 1983 году: "Памятник истории и культуры".
И кажется, все ясно: с одной стороны, памятник с уничижительным уточнением (статусом, правильно) "местного значения", с другой - несчастные граждане, лишенные родного крова. Объемистая переписка между инстанциями по поводу этого объекта "ветхого фонда" и потенциальные застройщики, готовые тут же вместо старого поставить новое чудо-юдо. На самом деле все несчастные - с одной стороны. А те, кто мечтает распродать весь город за счет погорельцев и нас с вами, - счастливые, поскольку решают другие проблемы.
Дом построен почти два века назад. Клеопатра Ивановна Ильина приобрела участок на углу новой улицы Варварской. Улица, прямо ориентированная на Дмитриевскую башню кремля, была проложена только в конце XVIII века. Клеопатра Ивановна, видимо, выбрала один из "образцовых фасадов" из популярных тогда альбомов и построила классический дом с мезонином, и пилястрами, увенчанными ионическими капителями. Деревянный дом на каменном фундаменте. А в 1836 году дом у нее приобрел погорелец из Благовещенской слободы купец Михаил Федорович Щелоков. Через пятнадцать лет он решил сделать пристрой и отремонтировать здание. Еще через десять лет его наследники Николай и Христофор расширили усадьбу, выстроив первый этаж каменного дома по Осыпной. В ходе этих преобразований, в частности, были "потеряны" ионические капители пилястр... В 1882 году произошел раздел имущества между братьями Щелоковыми и в доме № 8 стали меняться жильцы. Однажды там поселился фотограф Карелин, а по соседству на Осыпной у него была мастерская. Потом в доме каким-то образом функционировал первый нижегородский банк. В советское время на площади, где по задумке могла нормально проживать одна семья, поселили одиннадцать. И ни разу за семьдесят лет сплошного "уплотнения" капитальный ремонт дома не проводили. Вот так он и дожил до 1983 года, оказавшись "ярким образцом деревянной усадебной застройки классического периода". Но, как известно, в нашей стране статус памятника ни дому, ни его жителям ничего не дает. Ни легче, ни престижнее, ни комфортнее от этого не становится.
В 1996 году из-за неосторожного обращения с огнем в доме возник пожар. А вместе с ним - неразрешимая проблема: что делать с памятником? Силами ДЕЗа начался ремонт, но дом был передан коммерческой фирме, и работы приостановились. Новые хозяева захотели снести все и восстановить дом в новых материалах, при этом максимально расширить площади. Их намерения не получили поддержки комитета по охране памятников... Потом два года дом "стоял бесхозным", как написали в обращении к губернатору Склярову "погорельцы с улицы Варварской", хотя дом по-прежнему является объектом областной собственности.
Было предложение перевести дом в муниципальную собственность. Тогда можно было бы расселить жильцов по программе "Ветхий фонд", а само здание перевести в категорию нежилого фонда и выставить на инвестиционный коммерческий конкурс. Но стоимость восстановительных работ гораздо выше стоимости нового дома на этой площадке. А площадка находится в "зоне реконструкции квартала, ограниченного улицами Варварской, Пискунова, Ульянова"...
Деньги на реставрацию памятника пытались искать много раз. Под маркетинговым девизом "памятник деревянного зодчества пушкинской эпохи", после чего часть взволнованной общественности стала называть его "пушкинским домом". Под благовидным предлогом организации на Варварке на 317 квадратных метрах дома № 8 банковского музея... Но каждый раз потенциальный инвестор "был не готов", полагая, что игра не стоит свеч.
Из Нижегородского отделения Сбербанка России так и ответили Министерству культуры области: "Предварительные финансовые расчеты стоимости реконструкции, а также дополнительные финансовые нагрузки на здание в виде расселения пяти семей и реставрационные работы (которые повышают себестоимость реконструкции практически вдвое) показывают, что себестоимость одного квадратного метра реконструируемого здания превысит 1000 долларов США... Кроме того, банк не имеет большого опыта как в реставрационных работах, так и в операциях по расселению жильцов, потому существуют опасения, что величина затрат может существенно возрасти в процессе реализации проекта". И в других многочисленных ответах настойчиво звучит утверждение о финансовой нецелесообразности восстановления дома. Дома, стоящего на очень "финансово целесообразном" участке.
Городская администрация нередко переходила исключительно к ультимативной форме общения: "Только после снятия статуса памятника администрация будет рассматривать варианты его возможного расселения." В конце прошлого года неожиданно смягчилась: "По данным ЗАО "Новострой", ориентировочные сроки расселения домов № 8, 8 д по улице Варварской - конец 2003 - начало 2004 года".
Разрубить этот гордиев узел можно махом - одним росчерком пера. А для того чтобы каждый из горожан действительно проникся ощущением ценности этого здания, придется стоять рядом с его фасадом и рассказывать: то, что вы сейчас видите, на самом деле может быть гораздо краше, тем более что с домом связаны такие вот замечательные факты нашей истории... Можно еще положить в каждый почтовый ящик листовки с текстом профессора Самойлова или академика Филатова об этой усадебной застройке на углу центральных улиц (ведь маркетинговые исследования лучше предварять пиаровской подготовкой)...
Можно снести старый дом, ведь образцы архитектуры классического периода в городе и области еще остались. Но улица Варварская с отреставрированным деревянным домом в большей степени принадлежит каждому из нас и всем нам вместе, объединенным общей историей и культурой. А новый распрекрасный дом - это просто чья-то частная радость.
P.S. Проект реставрации дома Щелоковых разработан ЗАО ТИК "Старый Нижний Новгород" по заказу департамента охраны историко-культурного наследия Министерства культуры Нижегородской области и согласован с экспертным советом. Предусматривается восстановление облика дома на начало ХХ века с сохранением всех изменений, которые дом претерпел во второй половине века предшествующего. В проекте заложена замена и восстановление утраченных декоративных элементов, в частности, архитектурной стилистики и деталей пилястр, цокольной рустованной поверхности.
Опубликовано по материалам сайта : АСН-инфо 30.08.2002