Компания Umaco, единственный российский оператор, управляющий сетью отелей, начинает масштабный проект на русском Юге. В рамках городской программы Сочи Umaco разработает бизнес-проекты строительства 58 гостиниц, под которые уже выделены площадки в городе, и выставит их на продажу. Сочи и Umaco планируют привлечь под мегапроект $1 млрд. Управлять отелями также будет Umaco.
Объединение отелей в сеть, управляемую единым оператором, считается самым перспективным способом ведения бизнеса на гостиничном рынке. Это позволяет ввести единые стандарты обслуживания, объединить системы бронирования, институты управления, снабжения, обучения персонала и за счет этого существенно минимизировать издержки. По оценкам ассоциации "Университет гостиничного, туристического и ресторанного бизнеса", в сетях, где не менее 5 отелей, расходы сокращаются примерно на 30%, а производительность труда возрастает на 50%.
Такая схема активно практикуется во всем мире. Эффективно работать вне сети могут только маленькие семейные гостиницы. Большим отелям необходимы мощный бренд и развитая система дистрибуции, чтобы заполняемость была стабильной и номера продавались по высоким ценам. В США, например, 70% отелей являются сетевыми.
В России сетевики менее активны. Операторами в основном являются иностранные компании. Например, Marriott управляет тремя гостиницами в столице, Accor строит отели в Москве и Питере. Российская сеть гостиниц в стране только одна, и управляет ею Umaco. Правда, ГАО "Москва" несколько лет назад пыталось создать сеть апарт-отелей и объединить под своим управлением и названием "Норд" несколько отелей в районе станции метро "ВДНХ", принадлежащих правительству Москвы. Однако этим планам помешал кризис 1998 года.
Umaco управляет в Москве гостиницей "Катерина-Сити" и "Катерина-Ирис конгресс-отелем". Кроме того, компания заканчивает строительство курортного отеля "Катерина-альпик" на 20 номеров в Красной Поляне (инвестиции в проект составили около $1 млн) и реконструирует еще две муниципальные гостиницы в Сочи. По окончании работ они, возможно, войдут в сеть. Пока Umaco осуществляет финансовый и кадровый маркетинг и вкладывает $300 тыс. в текущий ремонт и на погашение долгов сочинских гостиниц. В реконструкцию двух сочинских отелей в течение 1,5-2 лет будет вложено $20 млн.
По словам Романа Накашидзе, представителя Umaco, благодаря сетевому управлению удалось существенно улучшить показатели "Ириса", который расположен крайне неудачно - на Коровинском шоссе. "Мы привлекли в него корпоративных клиентов из "Катерины" и стали позиционировать "Ирис" как конгресс-отель", - объясняет он. Благодаря этому выручка гостиницы в первом полугодии 2002 года составила более $1 млн против $864 тыс. за аналогичный период прошлого года. Примерно на 10% увеличилась средняя загрузка отеля, выросла доходность номеров. Теперь Umaco считает свою работу в "Ирисе" законченной и 16 июля прекращает управление отелем.
По словам Накашидзе, в идеале компания хотела бы видеть свои гостиницы во всех российских регионах, где есть туристические маршруты. Но пока Umaco работает в рамках городской программы Сочи по строительству 58 гостиниц стоимостью $10-30 млн каждая. "До конца этого года мы напишем концепцию управления по каждому объекту, а потом выставим их на аукцион", - говорит Накашидзе.
Аналитики "Университета гостиничного, туристического и ресторанного бизнеса" считают, что найти миллиард долларов для Сочи вполне реально. Тем более что инвестиционная активность на гостиничном рынке сейчас сильно возросла, и компании планируют проекты уже не на год-два, как это было раньше, а на 7-10 лет вперед.
Планы по созданию отечественных гостиничных сетей сейчас есть у многих компаний. Например, работа в этом направлении ведется на Дальнем Востоке. Владимир Ильичев, представитель сети Accor в России, считает, что российские компании могут работать вполне успешно, если воспримут методы работы международных операторов и не будут самостоятельно изобретать велосипед.
"Гостиничный бизнес очень тяжелый, нужно повариться в нем 5-10 лет, чтобы понять принципы работы, - объясняет Ильичев. - Поэтому сейчас сложно сказать, смогут ли российские операторы конкурировать с международными сетями". Впрочем, о соперничестве с иностранцами речь пока не идет. Россияне пытаются работать на региональных рынках. Мировые бренды туда не идут - по словам Ильичева, им нужно сначала реализовать проекты в Москве и Питере.
По материалам газеты "Финансовые Известия" от 16.07.2002 года