Реклама

Подряд на все подряд

Дата публикации: 30.05.2002 Количество просмотров: 443

Cкандальная история с возведением в Москве крупного делового центра -- комплекса зданий «Царев сад» на Софийской набережной -- на днях окончательно перешла в криминальную плоскость. Если раньше оперативники только подозревали, что при строительстве были похищены десятки миллионов долларов, выделенных Сбербанком, то сейчас они об этом говорят с уверенностью. Данный факт подтвердили результаты многочисленных экспертиз, которые были недавно завершены. Основываясь на них, следователи в понедельник предъявили обвинения в мошенничестве и легализации денег, полученных преступным путем, Елене Клименковой -- руководителю финансово-строительной компании (ФСК) «Кейстоун» и совладелице целого ряда других крупных финансовых структур. Появление обвиняемых -- только первые результаты крупного расследования ГУБОП МВД РФ и Главного следственного управления (ГСУ) при ГУВД Москвы об «уводе» из России около 50 млн долларов, предназначавшихся на строительство «Царева сада». В материалах следствия также фигурирует ряд крупных российских банков, через которые с помощью хитроумных схем прокручивались огромные суммы. Потом они оседали на счетах офшорных фирм, причем все они были открыты в расположенном во Франкфурте-на-Майне Ost-West Handelsbank -- дочерней структуре Центробанка России. Знали ли представители этих финансовых структур, что имеют дело с «грязными» деньгами и какова их роль в масштабной афере, следователям еще только предстоит выяснить. Однако Московский Сбербанк Сбербанка России, который собственно и выдавал кредиты под возведение «Царева сада», сразу после начала скандала был ликвидирован.

Внимание, работает оператор

Финансово-строительная компания «Кейстоун» была создана в 1995 году, почти сразу ее возглавили предприниматели Геннадий Шульман и Елена Клименкова. ФСК с ходу заявила о себе как о крупном операторе на столичном строительном рынке, занимающемся моделированием зданий, организацией финансирования их возведения, управлением самой постройки и последующей эксплуатации. Одним из первых крупных проектов «Кейстоуна» стало строительство офисно-банковского комплекса на Большой Якиманке, которое сопровождалось крупным скандалом. Уже готовое здание компания из-за проблем с погашением кредитов долго не могла оформить в свою собственность, на ее счета даже одно время был наложен арест, и уладить проблемы удалось только благодаря вмешательству мэрии. В результате в новом комплексе «Кейстоун» открыл свой офис, а остальную площадь сдал в аренду таким крупным коммуникационным компаниям, как «Алкател» и «Глобал Один». Вскоре «Кейстоуну» перепал еще более выгодный проект -- строительство «Царева сада». Поскольку у ФСК были задолженности по возведению комплекса на Якиманке, непосредственно «Кейстоуну» деньги потенциальные кредиторы давать были не готовы, и тогда представители ФСК разработали специальную схему получения инвестиций. При участии руководителей «Кейстоуна» и ремонтно-строительного управления Московского Сбербанка было создано ЗАО «ЛИНН». Именно оно официально было заявлено генеральным заказчиком и инвестором по возведению «Царева сада», и ему все тот же Московский Сбербанк согласился открыть под проект кредитную линию на 150 млн долларов. Причем, по данным следствия, руководство Московского Сбербанка при этом даже не оговорило вопрос предоставления реального залога -- формально в качестве гарантии кредитов был указан сам «Царев сад», существовавший тогда только на бумаге. «Кейстоун» же в данном случае выступал лишь в роли генерального подрядчика и, следовательно, официально не мог напрямую получать деньги от Сбербанка. В результате «Кейстоун», как установили следователи, стал привлекать для работ субподрядчиков, они, согласно бумагам, выполняли немалый объем работ, а потом платежки ФСК передавала для оплаты в «ЛИНН». «ЛИНН» в свою очередь просил рассчитаться Московский Сбербанк. Последний, таким образом, до того, как разразился скандал, успел выплатить на нужды «Царева сада» 89 млн долларов.

Алло, это прачечная?

Пока еще неясно, что же стало первопричиной скандала. По одной версии, когда Сбербанк России проводил ликвидацию Московского Сбербанка, всплыла история с сомнительным финансированием проектов «Кейстоуна», и банкиры обратились в милицию. По другой -- вначале спецслужбы выяснили, что деньги, предназначенные для «Царева сада», откровенно разворовывались, после чего и был закрыт Московский Сбербанк.

Так или иначе, но в начале этого года ГУБОП и ГСУ возбудили уголовное дело по факту хищения и последующей легализации десятков миллионов долларов, выделенных на строительство делового центра. Причем оперативникам удалось выяснить все схемы увода денег, наглядно показавшие, как же в России отмываются крупные суммы.

Как выяснили представители ГУБОП, «Кейстоун» частично привлекал для строительства вполне дееспособные и легальные организации, которые действительно что-то делали и обоснованно потом получали за свою работу деньги. Однако большинство субподрядчиков ФСК, по данным оперативников, оказались откровенно бутафорскими. Либо они вообще ничего не делали и представляемые «Кейстоуном» в «ЛИНН» договора являлись фиктивными, либо эти «ручные» субподрядчики «Кейстоуна» во много раз завышали в бумагах объем реально выполненных работ. При этом ни «ЛИНН», ни Московский Сбербанк, как утверждают милиционеры, вообще не проверяли предоставляемые им платежки, но без задержек и полностью их оплачивали. По данным следствия, таким образом с 1998 по 2001 год было похищено как минимум 49 млн долларов.

Схемы увода денег выглядели следующим образом. Получив счета и акты на оплату работ от «своих» субподрядчиков, «Кейстоун» передавал их ЗАО «ЛИНН», то под эти бумаги получало деньги в Московском Сбербанке и перечисляло их уже на счета ФСК в шести банках. Таким образом на счетах «Кейстоуна» во Внешторгбанке в свое время оказалось 2,2 млн долларов, в Транскапиталбанке (одним из его руководителей был все тот же Шульман) почти 30 млн, в банке Авангард -- 2,4 млн, в Русско-Германском банке -- 10,9 млн, в банке «БФГ-кредит» -- 6,1 млн, в Инфобанке -- 13,1 млн долларов. По данным ГУБОП, 49 млн из этих денег были получены «Кейстоуном» абсолютно незаслуженно, а затем отмыты и переправлены за границу.

Для легализации «строительных» миллионов использовалось несколько приемов. Самым показательным из них, по словам следователей, стал случай с отмывкой 11 млн рублей. Некое загадочное ООО СК «Инжиниринг Сервис Дизайн» (оно чаще всего встречалось в сомнительных платежках, предоставляемых «Кейстоуном») якобы выполнило на эту сумму какие-то работы (как выяснили в ГУБОП, на самом деле оно ничего не делало) и подало соответствующий акт ФСК. Последней через «ЛИНН» были перечислены деньги на счет в Транскапиталбанке, которые «Кейстоун» забрал в банке в виде векселей. Эти векселя ФСК передала в счет оплаты работ «Инжиниринг Сервис Дизайн», а дальше они отправились в путешествие по длинной цепочке мелких фирм. По фиктивным контрактам ценные бумаги от «Инжиниринг» перешли к ООО «Интерфинмонтаж», потом -- фирме «Коммерсинформ». Последняя обналичила векселя в Транскапиталбанке, а потом, опять же под липовый договор, переправила их на счет лихтенштейнской офшорной фирмы Crilly Anstalt в Ost-West Handelsbank. Причем, по данным ГУБОП, 100% акций Crilly Anstalt принадлежат все той же г-же Клименковой. Дальше деньги, как установили оперативники, ушли на счета других структур. Осуществлялись все подобные проводки (а в деле их насчитывается несколько десятков) всего за несколько дней, и большинство ушедших миллионов Московского Сбербанка в определенный момент непременно оказывалось на счетах Crilly Anstalt в Ost-West Handelsbank. Оттуда они, как правило, уходили в банки США, Швейцарии, Германии и т.д.

Миллионер за овощным лотком

Вексельная схема для отмывки денег «Царева сада», по данным ГУБОП, использовалась наиболее часто, и ее главной целью было запутать следы «грязных» денег. Как отмечают оперативники, представители «Кейстоуна» и их помощники-финансисты прилагали максимум усилий, чтобы отследить «похождения» сбербанковских миллионов не представлялось возможным. При их проводке, например, через Инфобанк и Транскапиталбанк иногда еще использовались фирмы Info assets management bank corp. и Aerodynamics technologies, а когда суммы проходили через банк «БФГ-кредит», затем их отправляли на счета, якобы открытые гражданами Белоруссии, Украины, Молдавии, Армении и Грузии. Причем, как выяснилось, все эти счета были открыты на утерянные или ворованные паспорта. Так, сотрудники ГУБОП смогли найти одного жителя Грузии, по документам которого был открыт банковский счет, куда поступило несколько миллионов долларов. Когда оперативники задержали кавказца и сказали, что он в свое время «прокрутил» огромные суммы, тому просто стало плохо. Как оказалось, горец всю жизнь занимался выращиванием фруктов и зелени и их продажей на столичных рынках, и больше 100 долларов вообще никогда не держал в руках. Паспорт же он утерял, как выяснилось, еще в середине 90-х годов.

Когда этой зимой ГСУ возбудило по факту мошенничества с деньгами Московского Сбербанка и их последующей отмывки уголовное дело, то сразу столкнулось с серьезной проблемой. Как выяснилось, летом 2001 года Геннадий Шульман умер при загадочных обстоятельствах. Сначала он неожиданно и стремительно тяжело заболел, и лечить его взялась верная соратница и подруга жизни Елена Клименкова. Потом г-н Шульман, уже практически не способный самостоятельно двигаться, при помощи нотариусов составил завещание именно на свою партнершу, а вскоре умер. Родственники предпринимателя недавно добились эксгумации тела покойного, однако пока эксперты еще не смогли назвать точные причины его смерти. Так или иначе, но сейчас официальной владелицей «Кейстоуна» и принадлежащей компании недвижимости является именно г-жа Клименкова. Поэтому именно к ней пока следователи и выдвигают основные претензии.

Там, за фасадом

Как только ГСУ возбудило уголовное дело по истории с «Царевым садом», сразу встал вопрос о необходимости проведения массы экспертиз, в первую очередь финансовой, судебно-строительной и технической. На днях все они были закончены, и специалисты подтвердили первоначальные подозрения оперативников. При строительстве «Царева сада» действительно использовалась масштабная система приписок, подставные фирмы и подложные документы, а вырученные таким образом суммы отмывались.

К примеру, как установила экспертиза, только за вбитые сваи субподрядчики «Кейстоуна» получили 3 млн долларов. По данным специалистов же, такие работы стоят гораздо дешевле, да и в документации число вбитых свай было значительно завышено. А за уборку снега на стройплощадке привлеченные «Кейстоуном» фирмы запросили аж 200 тыс. долларов, и эти счета тоже были оплачены. Когда результаты экспертизы оказались в руках следователей, они предъявили г-же Клименковой официальное обвинение. Впрочем, как отмечают оперативники, это только начало: еще предстоит выяснить целый ряд вопросов, включая роль банков в хищениях и отмывке денег, истинную причину смерти Геннадия Шульмана и многое другое.

Что же касается самого «Царева сада», то, если смотреть на комплекс непосредственно с Софийской набережной, выглядит он вполне прилично -- там красуется несколько фешенебельных зданий. Однако достаточно их обойти вокруг, чтобы увидеть, что за презентабельным фасадом царит полная разруха, на которую, по бумагам, ушло 89 млн долларов. Сейчас работы в комплексе заморожены. На другое здание «Кейстоуна», на Большой Якиманке, наложен арест, так же как и на ряд банковских счетов ФСК.

Газета "Время Новостей" от 30 мая 2002 года




Поделиться:

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
15845
Участников online
28
Подписано
13391
Объявлений
1128
Компаний
5507
Новостей
13901
Форумов
24
Тем форумов
18889
Cтатей
1665
Резюме/вакансий
531

Подписка




Политика конфиденциальности