|
Западный Округ - проблемы застройки
Западный административный округ Москвы - один из самых знаковых в столице. С географической и экологической точки зрения проживать в районе Крылатских холмов, в Кунцеве или на проспекте Вернадского - весьма престижно. Округ занимает 14,2% площади Москвы. Дорогомилово, Крылатское, Кунцево, Новопеределкино, Очаково-Матвеевское, Можайский, Проспект Вернадского, Раменки, Солнцево, Тропарево-Никулино, Филевский парк, Фили-Давыдково, Внуково - муниципальные "адреса" Запада Москвы. Во многом определяет облик округа наличие крупных магистралей, таких, как Кутузовский проспект, Рублевское шоссе, Ленинский и Мичуринский проспекты, проспект Вернадского. Эти транспортные артерии - кровеносные сосуды округа - в последнее время уже не справляются с резко выросшей нагрузкой, испытывают жесточайший прессинг со стороны автомобилистов. Наличие большого числа пятиэтажных жилых домов первых, индустриальных серий - еще одна, и весьма серьезная, "головная боль" префектуры округа. Так, в рамках программы реконструкции до 2010 года предстоит снести 1,69 млн. кв. м пятиэтажного и 54,7 тыс. кв. м ветхого жилищного фонда. Дома надо сносить, жителей переселять, а свободных площадок для стартовых домов катастрофически не хватает. Все эти вопросы ежедневно, в оперативном порядке приходится решать Сергею ЖУРАВЛЕВУ, заместителю начальника Управления строительства и землепользования Западного округа. - Сергей Петрович, на сайте префектуры в интернете есть любопытная статистика. Например, такая: почти 35% бюджетных средств округа "съедает" жилищно-коммунальное хозяйство и строительство новых домов. Согласитесь, цифра серьезная? - Цифра действительно серьезная, однако сразу отмечу, в последние годы на территории округа за счет средств городского бюджета не построено ни одного жилого дома. Строительство жилья для нужд переселения и очередников на улучшение жилищных условий ведется за счет реализации инвестиционных контрактов. Проведенный в 2001 году анализ реализации комплексной программы реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда показывает, что без привлечения городских средств, а с привлечением только инвесторов и при инвестиционном соотношении 35 на 65%* выполнить программу в установленный срок и в установленных объемах затруднительно. Такое соотношение не только сдерживает сроки реализации программы реконструкции, но и предопределяет дефицит земельных участков под строительство "стартовых" домов и объектов соцкультбыта. Вот в таких непростых условиях в восьми из 13 муниципальных округов осуществляется программа сноса, реконструкции ветхого и пятиэтажного жилого фонда, ведется строительство нового жилья. Активно застраиваются микрорайоны Раменки, Очаково, Тропарево-Никулино. В этом году на территории округа планируется построить 482 тыс. кв. м жилья, из которых 140,8 тыс. предназначены для переселения, и снести 94,5 тыс. кв. м пятиэтажного и ветхого фонда. - Не секрет, что по Москве в домостроении панельные дома преобладают в целом над монолитными. Западный округ не исключение? - Конечно, наш округ не исключение, хотя специального анализа этого аспекта строительства мы не проводили. Существенно больше нас волнует вопрос качества строительства. В целях активизации работы подрядных строительных организаций, заказчиков-застройщиков по повышению культуры строительного производства, улучшению внешнего благоустройства объектов строительства и реконструкции мы организуем в округе проведение городского ежегодного конкурса "Стройплощадка". По итогам конкурса округ и районы Проспект Вернадского, Фили-Давыдково, Кунцево получили высокую оценку правительства Москвы. Два призовых места из шести разыгрываемых по номинации "жилищное строительство" присуждены стройплощадкам по ул. Академика Павлова, д. 20/13, и Ленинский проспект, д. 98. Строительная площадка по ул. Давыдковской, вл. 3, определена площадкой высокой культуры. Может возникнуть вопрос - а при чем здесь программа реконструкции? Ни для кого не секрет, что муниципальная площадь должна сдаваться с полной отделкой, "под ключ", а коммерческое жилье сдается, как правило, без отделки. Наш опыт показывает, если и на стройплощадке порядок, то и дом сдается в отличном состоянии. А значит, проблем с недоделками нет, и жители переезжают в этот дом быстро и охотно. И уже вопрос "монолит" или "панель" у жителей отодвигается на второй план. Строить для переселения или очередников монолитный дом с экономической точки зрения, конечно, невыгодно. Стоимость квадратного метра получается в среднем на 30% дороже. Еще одна проблема. Как правило, монолитные коммерческие дома не соответствуют ни по набору, ни по метражу квартирам, предназначенным для целей переселения. Согласитесь, очень трудно использовать для переселения однокомнатную квартиру общей жилой площадью 70 кв. м. Сколько человек в соответствии с социальными нормами надо в нее переселить? Ясно, что не одного, но квартира-то однокомнатная! При этом жители должны будут еще и ежемесячно платить немалые деньги за обслуживание этого дома. В этих условиях округ старается перейти к схеме строительства целиком муниципальных домов, в полном объеме сбалансированных по набору и количеству квартир, и целиком коммерческих домов. Возвращаясь к заданному вопросу, необходимо отметить, что панельное домостроение сегодня сделало большой шаг вперед, жители довольны домами серии П-44Т. Недавно специалисты СУ-155 разработали перспективный дом, который позволяет уйти от панельных "коробок". Планировка квартир в нем оригинальная, нестандартная. Новые конструктивные решения, которые применили при его проектировании, позволяют изменять длину "шага" стен и "компоновать" дома разной формы и конфигурации. - Прежде чем заключить инвестиционный контракт, проводите конкурсы? - Случайных инвесторов на строительном рынке Москвы в принципе не осталось. Те, кто сейчас работают, отвечают тем предельно жестким требованиям, которые выдвигает правительство Москвы. Сейчас проводим конкурсы, а раньше заключали генеральный договор строительного подряда напрямую. И если раньше заключался генеральный договор на реконструкцию какого-либо квартала или микрорайона, то отныне все участники инвестиционно-строительного процесса проходят через "сито" тендеров. - Коммерческие фирмы, возводящие жилье, все "поголовно" обязаны прокладывать инженерные коммуникации? - Правила долевого участия в развитии инженерной и социальной инфраструктуры определены городскими нормативными документами. Поэтому не в нашей власти дать кому-нибудь поблажку. Все организации работают в равных условиях: "подтягивают" к площадке электричество, газ, воду. Могут быть и другие обременительные пункты договора - построить детский сад, школу. Такие требования чаще всего - обязательные. Хотя в ряде случаев бывают и исключения. Допустим, если фирма участвует в программе реконструкции пятиэтажного фонда. Или согласилась рекультивировать территорию и построить дома там, где раньше находилась свалка. Это же огромная работа - сколько одного грунта нужно вывезти и "перелопатить"... Город в таких случаях может снизить процент получаемой муниципальной площади. Зато ликвидируются свалки и до неузнаваемости преображается территория! - И все-таки свободных площадок под строительство не хватает? - Несмотря на большую занимаемую площадь, хронически не хватает земли под новое строительство. В отдельных микрорайонах очень сложно найти площадки для строительства "стартового" дома. А как быть с микрорайонами, в которых по разработанным проектам планировок потребность в площади для переселения составляет 60% площади, которая может быть построена? Отмечу еще одну причину отсутствия площадок. В округе строится много ведомственного жилья. При этом свободная земля сокращается, а округ не получает площади для переселения. - С очередниками, по-видимому, ситуация напряженная? - Число их велико, и очередь "рассасывается" медленно. Специального строительства для очередников за средства городского бюджета в последние годы в округе не ведется. Более того, в 2000 году жилье для очередников Западного административного округа Департаментом муниципального жилья и жилищной политики г. Москвы вообще не предоставлялось. Изыскиваем другие возможности, находим пути предоставления им квартир в домах, строящихся по инвестиционным контрактам. - Как решается транспортная проблема? - Чтобы разгрузить основные магистрали округа, разрабатываются варианты "дублеров" Кутузовского, Минского, Рублевского шоссе. Это не значит, что начнут прокладываться новые дороги. Параллельное движение будет организовано в рамках существующих улиц, и уже поэтапно - отдельными участками - проект воплощается в жизнь. Например, по северному берегу Москвы-реки, за мостом, где проходит третье транспортное кольцо, по распоряжению мэра Москвы Юрия Лужкова предстоит продолжить строительство дорожного полотна. Последнее соединит набережную с автомагистралью. В результате возникнет трасса, параллельная Кутузовскому проспекту. - У вас не возникает мысль, что взятые в округе темпы реконструкции и строительства жилья - очень, так скажем... "лихие"? - А куда деваться?! Надо работать, предельный срок эксплуатации многих жилых домов наступает через пять-семь лет. Прежде же чем начать строительство, год-два уходит на разработку градостроительного обоснования, проектно-разрешительной документации. Вот и считайте. Поэтому и префектуре, и строителям остается одно - работать, "засучив рукава".
"Квадратный Метр" № 20 от 15.05.2002
|
|