ООО «Независимая транспортная компания» (НТК, дочернее предприятие Новолипецкого металлургического комбината, НЛМК) намерено заняться цементным бизнесом – уже до конца нынешнего года в 230 вагонах-хопперах компания перевезет около 1 млн т цемента. По мнению экспертов, при существующем на отечественном рынке дефиците цементовозов НТК сделала правильный выбор, однако ее парк не решит проблему в федеральном масштабе.
Как объявила НТК, организовать перевозку цемента компания намерена в рамках долгосрочного проекта – для его реализации сформирован парк из 230 новых вагонов-хопперов (для сыпучих грузов). В НТК объясняют неожиданный выбор цементного направления ростом спроса на цемент и его производства. В связи с ситуацией на рынке, спецтранспорт для перевозки строительного материала (в первую очередь железнодорожный) становится дефицитным. «Спрос на пригодные к перевозке вагоны в 2006-2008 годах может превысить их наличие на 20%, а разница между потребностью в перевозке цемента по железной дороге в России и возможностью ее обеспечения подвижным составом достигнет 8 млн т в год», считают в НТК. В нынешнем году отгрузка цемента по железной дороге запланирована компанией в размере около 1 млн т.
Эксперты полагают, что перевозка цемента – крайне востребованный и достаточно рентабельный бизнес. Несмотря на то что почти все производители цемента имеют свой подвижной состав, высокая стоимость специальных вагонов не позволяет большинству из них вывозить цемент своими усилиями. Собственная транспортная компания (около 600 вагонов-хопперов) есть только у холдинга «Сибирский цемент», действующего в сибирских регионах (Кемеровская, Иркутская область, Красноярский край, Бурятия).
По словам пресс-секретаря холдинга «Евроцемент-груп» (контролирует до 55% отечественного рынка цемента) Сергея Мещерякова, у «Евроцемента» тоже есть свой подвижной состав. Но он составляет порядка 200 вагонов, а приобретать спецтранспорт на весь объем выпуска цемента – «дорогое удовольствие» (по оценкам экспертов, стоимость нового вагона-хоппера составляет 1 млн рублей). «Спасибо НЛМК, что они занялись перевозкой цемента, но НТК не решит проблему дефицита цементовозов в федеральном масштабе», – считает господин Мещеряков. По его словам, проблема настолько остра, что «нередко цемент доставляют в зерновозах». А 230 вагонов, по словам Сергея Мещерякова, сопоставимы с потребностью одного цементного предприятия холдинга.
Как сообщили в ОАО «Российские железные дороги», в минувшем году компания, имея в парке более 21 тыс. вагонов-хопперов, доставила 32, 25 млн т цемента. Вместе с тем, по данным «Евроцемент-груп», в России в 2005-м было выпущено около 48, 5 млн т цемента, а в нынешнем году планируется произвести около 53 млн т. Как считает Сергей Мещеряков, перевозка цемента с учетом небольшого количества вагонов-хопперов вряд ли принесет НТК существенную прибыль. Тем не менее, как полагают представители других транспортных компаний, дефицит на цементовозы может быть «заложен» в возможном повышении цен на цемент, что, соответственно, увеличит и прибыль НТК.
Производители вагонов-хопперов, впрочем, пока не ощутили дефицита подвижного состава именно для перевозки цемента. Как сообщили в «Трансмашхолдинге» (ТМХ, объединяет крупнейшие предприятия, выпускающие железнодорожную технику), Брянский машиностроительный завод, входящий в ТМХ, изготавливает вагоны-хопперы – в данный момент предприятие выполняет крупный заказ пермского «Уралкалия» на производство 1,6 тыс. вагонов для перевозки минеральных удобрений. В ТМХ также выразили готовность выполнять заказы на изготовление именно цементовозов, «если у нас будет понимание емкости рынка». «Видимо, раньше производители цемента пользовались старыми вагонами, но теперь, возможно, срок службы таких вагонов истек или истекает. А если ремонтировать их заново, то цена таких работ составит до двух третей от стоимости нового хоппера», – объяснили в ТМХ свою версию транспортного кризиса.
Справка:
НЛМК – третий по величине металлургический концерн России. Специализируется на производстве листового проката широкого сортамента. В 2005 году произвел 8,47 млн т стали и 7,89 млн т чугуна. Основным владельцем комбината является председатель совета директоров НЛМК Владимир Лисин, который контролирует около 82,85% его акций. Дочернее предприятие НЛМК – ООО «Независимая транспортная компания» – перевозит свыше 30 млн т грузов в год, из которых около двух третей – грузы самого меткомбината.
Ссылка по теме: http://www.kommersant.ru/region/vrn/page.htm?Id_doc=678342