На минувшей неделе депутаты областного Собрания делили бюджет. Жалкое зрелище. Делить было нечего - настолько этот бюджет (доходная его часть) мал. Доходная часть бюджета, как известно, состоит из дотаций с субвенциями (это то, что мы получаем из Москвы как дотационный регион) и собственных налоговых поступлений. Обвинения в адрес губернатора из уст депутатов звучали сурово: "он плохо работал с Москвой, он мало выбил денег". С чего бы вдруг Москва должна давать деньги богатейшей из областей, в которой нефть, алмазы и лес. Про богатство - это не мои слова, это слова официального губернского агитпропа - ефремовская администрация (светлая ей память) нещадно эксплуатировала тезис "МЫ БОГАТЫ".
Но агитпроп агитпропом, а экономика любит факты. Факты также были озвучены на нынешней неделе на совещании в департаменте ЛПК: доля ЛПК в доходах областного бюджета резко снизилась. Почему Москва должна давать деньги в область, главная отрасль которой растащена олигархическими группировками, которые оптимизируют налоговые схемы по полной программе? Парадокс: леса рубят больше, а налогооблагаемая база снижается. Всё очень просто: ловкость рук и никакого мошенничества. Например: чистая прибыль корпорации "Илим Палп Энтерпрайз" (Котласский ЦБК и два десятка леспромхозов) в 2002 году составила $83 млн, в 2003 году - $7 млн. При этом пресс-служба комбината говорит об увеличении производства. Кстати, по мнению экономистов, норма рентабельности в деревообрабатывающем секторе России одна из самых высоких в мире. По данным газеты "Ведомости", "резкое снижение прибыли" возможно в том случае, если компания оставляет часть прибыли в структуре, формально не входящей в группу. По данным аналитиков Северо-Западного управления МВД подобными схемами грешат не только в "Илиме", но и в других холдингах (например АЦБК).
Экс-губернатор Ефремов всю олигархическую и полуолигархическую публику держал в узде. Имел место компромисс: вы делаете вид, что платите все налоги, мы делаем вид, что не имеем претензий. Понятно, что и при Ефремове налоговые схемы оптимизировали, и власть ставила олигархам палки в колёса. К тому же алчное ефремовское окружение периодически "доило" олигархов в своих интересах. Придумали даже термин - "социальная ответственность бизнеса". Что недоплачено в виде налогов, оформлялось в виде "участия в социальных программах". Большая часть средств до социалки, как правило, не доходила. В идеале все должно быть так: бизнес платит налоги - власть не досаждает поборами. Утопия?
Что произошло, когда настали смутные выборные времена? Бизнесмены, чувствуя, что "король голый" (Ефремов под конец правления потерял реальную власть), спешно начали уходить от налогов (естественно, легально). Типичный пример: "Евроцемент" (Савинский цементный завод) создал "дочку", "дочка" стала эксклюзивным трейдером. Иными словами - стали продавать цемент самим себе. Конечно же, налогооблагаемая часть стоимости исчезла. Аналогично действовали и другие ФПГ. Результат: когда Киселёв пришёл к власти, областной бюджет в части поступления налогов оказался пуст. Теперь же те, кто оптимизировали налоговые схемы, через своих депутатов и клеймят бедного губернатора за бездеятельность в вопросе выбивания денег из Москвы. Есть мнение, что у нынешней администрации не хватает воли добиться послушания от олигархов.