|
Реклама
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цементный рынок на грани передела.
Дата публикации: 20.05.2003 |
Количество просмотров: 430
|
Если верить многочисленным публикациям в нашей печати, российская стройиндустрия и ее капитаны в последнее время охвачены серьезной тревогой. Она вызвана угрозой появления на этом рынке игрока, который намерен прибрать к рукам большую часть производства цемента в стране. Насколько реальны подобные опасения? В беседе с корреспондентом "Финансовых известий" Сергеем Гроиовым сложившуюся ситуацию комментирует глава холдинга "Интеко" Елена Батурина.
- Действительно, все, кто имеет отношение к строительству и промышленности строительных материалов, не могут не ощутить наличие некоего ажиотажа во всем том, что касается цемента. Причем дело не ограничивается только разговорами о том, что цементному рынку грозит монополизация.
- Со стороны "Евроцемента"?
- "Евроцемент" неоднократно заявлял о своем желании укрепить свои позиции на рынке цемента и остаться единственной крупной компанией. Подтверждением этого является поступившее нам от "Евроцемента" предложение о продаже Старооскольского завода за цену, которая в два раза больше его сегодняшней стоимости.
- Заманчивое предложение.
- Это как посмотреть. Во-первых, мы приобрели это предприятие не для перепродажи, а для того, чтобы создать вертикально-интегрированный холдинг. У нас многопрофильная фирма, занимаемся мы, в частности, и строительством. Так, на долю "Интеко" приходится 10 процентов возводимого жилья Москве.
- На каких условиях вы сотрудничаете со столичным правительством?
- По строительству - на таких же, как и все остальные на столичном рынке. Что касается цемента, мы в основном реализуем цемент не в Москве. Надо отдать должное бывшим хозяевам Старооскольского завода - они сумели создать разветвленную и эффективную сеть сбыта. Но это сегодняшняя ситуация. Неизвестно, какой бы стала цена в Москве, если бы мы продали Старый Оскол. Вряд ли понизилась бы. Скорее наоборот. Значит, подскочит в цене и квадратный метр жилплощади и сотни тысяч семей будут вынуждены распрощаться с планами приобретения собственного жилья.
Но дело не только в социальных последствиях подобной сделки, хотя и это немаловажно. Мы допускаем, что если продадим Старый Оскол, то он будет перепродан иностранным инвесторам. То есть речь идет не о том, выгодна эта сделка или нет, а том, насколько она угрожает экономической безопасности страны. О том, что это не просто красивые слова, говорит пример Украины, которая лишилась национальной цементной промышленности. Теперь на очереди Россия.
На сегодняшний день рынок цемента находится в конкурентном состоянии - заводы борются за потребителей и поэтому цены держатся на низком уровне: цемент в России стоит в 3-5 раз дешевле, чем в любой другой стране. Самый большой российский производитель цемента (правда, на 50% принадлежащий американскому фонду) - "Евроцемент" - производит ежегодно 7 млн т. Следующий по величине - группа "Новороссийск-Белгород" -выпускает более 4 млн т, далее следует группа независимых производителей, каждый из которых выдает на рынок около 2.5 млн т цемента.
Но стоит только крупнейшему производителю пробрести дополнительно любые из цементных активов - и равновесие будет разрушено: преимущество крупнейшего игрока рынка над ближайшим конкурентом станет двукратным, а прочим никогда не удастся конкурировать с появившимся монополистом.
- А вы собираетесь продавать Старооскольский завод?
- Во-первых, мы не собираемся никому его продавать. Во-вторых, дело не только в Старом Осколе, но и в других цементных предприятиях, которые окажутся в сфере интересов монополиста. Надо принимать эффективные меры против монополизации этого рынка. Обеспечить на нем реальную конкурентную борьбу, а не превращать его в арену закулисных сделок с весьма опасными для всех нас последствиями. Рынок цемента надо стабилизировать; образно говоря, зацементировать, чтобы впредь он был застрахован от всякого рода перекосов. В противном случае нам придется иметь дело с серьезными социальными, а значит, и политическими проблемами.
- Можно ли ваши слова о необходимости стабилизировать рынок расценить как стремление отстаивать свои интересы? Иными словами, вы тоже будете покупать новые предприятия?
- Конечно, будем. Мы будем покупать профильные предприятия - карьеры по производству нерудных материалов, заводы сухих смесей, бетонные узлы... Т.е. все то, что необходимо для построения вертикально-интегрированной компании, специализирующейся на гражданском и промышленном строительстве. И если на рынке цемента будут продолжаться попытки создания монополиста, то мы будем консолидировать цементные активы до уровня, позволяющего удерживать реальную, а не монопольную цену на цемент.
|
|