В 2009 году власти Саратовской области сделали хорошее дело - построили несколько физкультурно-оздоровительных комплексов. Однако закончилось все скандалом. В феврале Счетная палата представила областной думе результаты проверки, из которых следовало, что спорткомплексы, которые заказывал областной комитет по строительству, обходились дороже, чем точно такие же, но построенные по заказу районных администраций. Получается, что в первом случае цены были завышены, а областной бюджет потерял 136,5 млн рублей. Чиновники оправдываются, но материалы проверки, как сообщили в палате, уже переданы в прокуратуру. Из-за таких проблем, только в другом масштабе, на прошлой неделе потерял работу замминистра регионального развития Сергей Круглик. Премьер Владимир Путин сделал выговор отвечающему за строительство вице-премьеру Дмитрию Козаку - за то, что у правительства никак не получается экономить на строительстве и стройки, наоборот, обходятся все дороже. «Мы не можем разбазаривать государственные деньги», - возмутился Путин и поручил найти виновных. Поручение выполнили за несколько часов: разговор с Козаком состоялся вечером в понедельник, а уже во вторник утром премьер подписал заявление Круглика «по собственному желанию». Собеседники Newsweek считают, что чиновник попал под горячую руку. «Он профессионал своего дела, по сути, к нему претензий не было», - говорит сотрудник одного из министерств. А чиновник Белого дома указывает, что Круглик, работавший в правительстве с конца 90-х, не принадлежал к команде нынешнего министра регионального развития Виктора Басаргина, который «давно хотел от него избавиться».
Повод представился. Минрегион провалил прошлогоднее задание правительства и не представил единую формулу цены оплачиваемых из бюджета строительных работ. Сейчас непонятно, сколько должна стоить новая школа или больница. Разрозненные нормативы, действующие с 90-х годов, не являются обязательными, ими легко манипулировать. Подрядчик может заломить любую цену, договорившись с нужным чиновником об откате. В итоге получается очень дорого. По оценкам главы Федерального центра ценообразования в строительстве Евгения Ермолаева, сметы бюджетных строек стабильно завышаются в два-три раза. До кризиса на это не слишком обращали внимание, спокойно закапывая миллиарды во все новые и новые котлованы. Но прошлый год заставил задуматься. Многие затеянные до кризиса стройки, такие как мост на остров Русский в Приморье за 14 млрд рублей, перестали казаться необходимыми. Крупнейшие проекты, вроде Сочи и саммита АТЭС, решили не трогать, но объявили курс на жесткую экономию. Кризис даже облегчал эту задачу - упали цены на стройматериалы, да и расходы на зарплату стали меньше. Тогда правительство и поручило Минрегиону разработать нормативные цены на типичные постройки и инфраструктуру, которые строят за счет бюджета. В отличие от прежних рекомендаций, эти цены должны были стать обязательными для чиновников. Другие сметы просто не пройдут госэкспертизу и не получат финансирование. Расчет был на то, что бюджетные расходы на строительство удастся снизить на 20–30%. Это миллиарды рублей. За всю эту работу как раз и отвечал Круглик. Нормативные цены появляются одна за другой. Например, на прошлой неделе на сайте Минрегиона были опубликованы проекты нормативов «Жилые здания», «Автомобильные дороги», «Электроснабжение» и «Газоснабжение». Проблема в том, что не получается экономии. Путин на встрече с Козаком отдельно отметил, что цены на строительство, например, мостов только выросли.
Представители строительного бизнеса уверяют: расчет чиновников был наивным и цены падать не будут. Во-первых, рынок стройматериалов уже начинает восстанавливаться после кризиса. Во-вторых, у подрядчиков есть и другие причины завышать цены. «Надо закладываться на непредвиденные административные издержки», - объясняет бывший директор компании «ДС-риэлти» Тимур Баткин. Трудно предугадать, что будет с тарифами на электроэнергию, как изменится налоговый режим или правила набора иностранной рабочей силы. «Допустим, я вижу, что квадратный метр обходится мне в 45 000 рублей, то есть можно было бы продать государству за 50 000 рублей и получить нормальную прибыль, - объясняет Баткин, - но правила игры часто меняются, и на всякий случай я прошу 60 000 рублей».
Да и главную проблему - откатов - переписыванием нормативов не решить. Заключение контракта на мало-мальски сложное строительство все равно не похоже на покупку дивана по каталогу IKEA. Допустим, проложить газопровод диаметром 40 см на глубине 2 метра по новому нормативу стоит 5,5 млн рублей за километр. Но при этом оговаривается, что расходы на подготовку территории к прокладке трубы или издержки, связанные с «особыми условиями работы», должны считаться отдельно. Эти оговорки помогут заказчикам, распоряжающимся бюджетными деньгами, договориться с исполнителями заказа. Такая система, по большому счету, всех устраивает, и с ее помощью можно не замечать любые реформы, спускаемые сверху. Понятно, что сами строители больше жалуются не на завышенные цены бюджетных строек, а на то, что чиновники мешают им строить коммерческие объекты: жилье, офисы или торговые центры. По трудностям, с которыми приходится сталкиваться в начале нового строительства, Всемирный банк традиционно ставит Россию на одно из последних мест в мире. Нужные бумажки можно собирать до двух лет. Единственный способ уменьшить уровень коррупции - сократить число ситуаций, в которых нужно давать взятку чиновнику, считает генеральный директор компании «Земер» Илья Терентьев. Он указывает на пример Минэкономразвития, предложившего отменить деление земель по категориям. Сейчас самые большие взятки платят за перевод земли из одной категории в другую, например земель сельхозназначения - под застройку.
В строительстве тоже пытаются сократить роль государства, но пока неудачно. С этого года отменены государственные лицензии на ведение строительных работ. Теперь за их качество отвечают саморегулируемые организации (СРО). Компании, вступающие в СРО, платят взносы, образующие гарантийные фонды. Из них компенсируется возможный ущерб от неправильно проведенных строительных работ. Получается, что фирмы заинтересованы в качестве, иначе теряют деньги. Но в российских условиях схема пока работает плохо. Компании не доверяют друг другу и боятся, что гарантийный фонд будет просто разворован. Малый строительный бизнес жалуется, что взносы за вступление в СРО слишком дороги. Минрегион пошел навстречу и предложил освободить строительные работы, которыми в основном занимаются малые компании, вроде облицовки фасадов или установки водопровода, от обязательного допуска СРО. Тут возмутились уже крупные компании. По мнению заместителя главы Российского союза строителей Анвара Шамузафарова, ослаблять контроль опасно - это может привести к гибели людей. Шамузафаров, в прошлом сам глава Госстроя, убежден, что строительством сейчас управляют из рук вон плохо. В Белом доме вице-премьеры Игорь Шувалов и Дмитрий Козак регулярно проводят совещания по проблемам строительства, где принимают противоречащие друг другу решения - например, по тем же СРО. Шамузафаров уверен, что причина в недостатке профессионалов со строительным образованием - и в Минрегионе, и в окружении вице-премьеров. Разбираются чиновники в строительстве или нет, факт остается фактом: навести порядок в этой сфере у правительства не получается. К примеру, две недели назад премьер Путин обсуждал с министрами сокращение административных барьеров в строительстве. Идеи, которые обсуждались, основаны на той же логике, что и введение СРО: меньше государства, больше саморегулирования. Речь шла и о развитии независимой строительной экспертизы, и об обязательном страховании ответственности строителей. Но практический итог один: Путин попросил прокуратуру разобраться, как живет строительный бизнес в регионах, где с согласованиями и поборами хуже всего, например - в Москве. На прокуратуру тут, похоже, больше надежды, чем на очередной хороший закон.