|
Олимпийские объекты - олимпийские откаты!
Лес пилят – деньги летят
Мы бьем все рекорды по олимпийским бюджетам. Совокупный расход на Сочи-2014 составит 39 миллиардов долларов. И по оценкам экспертов, большую часть этих затрат сожрет коррупция.
Последним наглядным примером того, как формируется бюджет олимпийских объектов, стала история бизнесмена Валерия Морозова. Он «вышел из тени» и на все СМИ рассказал, как платил взятку за право строительства гостиничного корпуса для вип-гостей. По его словам, платил не кому-нибудь, а в Управление делами президента. Откат составлял 12% от всей суммы контракта – 180 миллионов рублей. Но и это не помогло, поскольку в итоге компанию Морозова «Москонверспром» турнули с объекта и пустили достраивать югославских подрядчиков, по словам бизнесмена, аффилированных с чиновником УДП Лещевским, которому Морозов, собственно, и платил взятку. Сам Владимир Лещевский называет все вышесказанное клеветой. С ситуацией сейчас разбирается Генпрокуратура, которая пока не возбудила уголовного дела ни за клевету, ни за вымогательство. Эксперты при оценке скандала сходятся в одном – ситуация Морозова типична, но главная проблема в том, что он заплатил слишком мало.
– Все, что касается госзаказа – там от 30% и выше. И от стоимости Олимпиады эти 30% легко можно отнять, – говорит глава Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин. – За ценообразование на таких объектах отвечает Минрегионразвития, и они изначально составляют сметы «на вырост», куда закладывают всё, в том числе скрытые расходы. Яркий пример – дорога Адлер – Красная Поляна стоимостью 140 миллионов долларов за километр. Я знаю, самая расходная дорога в мире – в Швейцарии, тоннель, выдолбленный в скале, – 40 миллионов евро за километр. А это просто ни в какие рамки, притом что у нас процент откатов в дорожном строительстве и так обычно доходит до 85%.
При обсуждении проекта «золотой» дороги предлагались гораздо менее затратные варианты – автотрасса покороче или даже канатка. Но предпочли более дорогой вариант.
– Эту дорогу строят РЖД, дорожники, мостовики, в том числе «УСК – Мост», и им, конечно, выгоднее контракт с огромными сметными нарушениями, – говорит сопредседатель Международного социально-экологического союза Валерий Бриних. – Кстати, на этом нелепом строительстве уже случилось несколько аварий, которые замалчивают и под которые тоже можно списать немалые деньги. Но мало того, там идут большие расходы по природным ресурсам. Вообще вся эта олимпийская авантюра задумывалась не только для распила строительных денег, а с целью забраться еще и в Сочинский нацпарк, где строить раньше не разрешали. Теперь ущерб там доходит до 100 миллионов рублей с гектара ценного леса плюс нарушение всей окружающей экосреды. Еще до начала работ на Красной Поляне экологи предлагали схемы строительства, позволяющие рубить лес точно под объекты. Предложения не приняли.
И теперь этот лес продается в неизвестном направлении, – продолжает Бриних. – Так еще выделяются огромные деньги на так называемые компенсационные мероприятия, и они тоже идут кому-то в карман. К примеру, на территории одного из лесничеств ущерб на 11 миллионов рублей, а компенсация всего на 9. А в реальности тратится и того меньше. Провели один показательный субботник для СМИ – просто взяли саженцы из одной части нацпарка и пересадили в другую.
Стихийный развод
Огромный бюджет Олимпиады оправдывают тем, что после нее в Сочи останется уникальная инфраструктура. Стадионы, ледовые дворцы – все это будет служить еще долгие годы. Но и эти планы меняются.
– Многие объекты, которые предполагались как стационарные, теперь уже строят как временные, к примеру стадион для кёрлинга, – утверждает Валерий Бриних. – А потом еще надо будет составлять смету на разборку объекта, которая может равняться стоимости строительства, и там уже точно ни за чем не уследишь. Разобрали, а что там стояло и сколько кто украл – не разберешься.
– Там почти все объекты будут временными, – уверен экс-кандидат в мэры Сочи Борис Немцов. – Горнолыжная часть на Красной Поляне останется и еще, может, как-то отобьется. А все, что строится в Имеретинской низменности, в субтропиках – эта часть вся воровская.
Здесь случилась чехарда с двумя грузовыми портами.
А отказались от порта якобы потому, что небольшим штормом смыло другой порт – в устье реки Мзымты, который строили структуры Олега Дерипаски.
– Причем были смыты объекты, строившиеся на федеральные деньги, а часть с его инвестициями не пострадала, – уточняет Бриних. – И те сооружения, что остались, не могли называться защитными – просто трубы, слегка забитые в грунт и сваренные. Делалось все так, будто только и ждали первого шторма, чтобы списать и эти деньги.
Посторонним вход воспрещен
Удешевить строительство можно было не только за вычетом коррупционных составляющих.
– Мы предлагали реальные инновационные технологии, снижающие расходы, – говорит глава Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства России Светлана Параскева. – К примеру, стройматериалы дешевле кирпича, позволяющие построить трехэтажный дом за 24 часа. Наши фирмы старались пробиться по субконтрактам хотя бы к строительству небольших гостиниц, кафе. Но в итоге даже не могли выйти на эти тендеры.
– Наша фирма пыталась добиться заказа на строительство небольшой гостиницы в Адлере, – рассказал один из членов местного Союза предпринимателей. – Бюджет – 2,3 миллиарда рублей, в итоге с меня сразу потребовали 50% за тендер. Я готов был платить, а выиграла все равно фирма, близкая к Сочинскому горсовету. Я не стану называть имена, а то у нас тут у некоторых ретивых бизнесменов случались поджоги. Но по факту в сочинской стройке участвует парочка записных олигархов, скорее по принуждению. А также госкорпорации и аффилированные с государством структуры типа Сбербанка, Газпрома, РЖД, которые просто делят деньги между собой.
Как же так? Ведь как раз на «обеспечение безопасности строительства» «Олимпстрой» в этом году выделит еще 900 миллионов рублей. Все для сохранности бюджета!
|
|