Реклама

Олимпийские объекты - олимпийские откаты!

Дата публикации: 14.07.2010 Количество просмотров: 1102
Олимпийские объекты - олимпийские откаты!

Лес пилят – деньги летят

Мы бьем все рекорды по олимпийским бюджетам. Совокупный расход на Сочи-2014 составит 39 миллиардов долларов. И по оценкам экспертов, большую часть этих затрат сожрет коррупция.

Последним наглядным примером того, как формируется бюджет олимпийских объектов, стала история бизнесмена Валерия Морозова. Он «вышел из тени» и на все СМИ рассказал, как платил взятку за право строительства гостиничного корпуса для вип-гостей. По его словам, платил не кому-нибудь, а в Управление делами президента. Откат составлял 12% от всей суммы контракта – 180 миллионов рублей. Но и это не помогло, поскольку в итоге компанию Морозова «Москонверспром» турнули с объекта и пустили достраивать югославских подрядчиков, по словам бизнесмена, аффилированных с чиновником УДП Лещевским, которому Морозов, собственно, и платил взятку. Сам Владимир Лещевский называет все вышесказанное клеветой. С ситуацией сейчас разбирается Генпрокуратура, которая пока не возбудила уголовного дела ни за клевету, ни за вымогательство. Эксперты при оценке скандала сходятся в одном – ситуация Морозова типична, но главная проблема в том, что он заплатил слишком мало.

– Все, что касается госзаказа – там от 30% и выше. И от стоимости Олимпиады эти 30% легко можно отнять, – говорит глава Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин. – За ценообразование на таких объектах отвечает Минрегионразвития, и они изначально составляют сметы «на вырост», куда закладывают всё, в том числе скрытые расходы. Яркий пример – дорога Адлер – Красная Поляна стоимостью 140 миллионов долларов за километр. Я знаю, самая расходная дорога в мире – в Швейцарии, тоннель, выдолбленный в скале, – 40 миллионов евро за километр. А это просто ни в какие рамки, притом что у нас процент откатов в дорожном строительстве и так обычно доходит до 85%.

При обсуждении проекта «золотой» дороги предлагались гораздо менее затратные варианты – автотрасса покороче или даже канатка. Но предпочли более дорогой вариант.

– Эту дорогу строят РЖД, дорожники, мостовики, в том числе «УСК – Мост», и им, конечно, выгоднее контракт с огромными сметными нарушениями, – говорит сопредседатель Международного социально-экологического союза Валерий Бриних. – Кстати, на этом нелепом строительстве уже случилось несколько аварий, которые замалчивают и под которые тоже можно списать немалые деньги. Но мало того, там идут большие расходы по природным ресурсам. Вообще вся эта олимпийская авантюра задумывалась не только для распила строительных денег, а с целью забраться еще и в Сочинский нацпарк, где строить раньше не разрешали. Теперь ущерб там доходит до 100 миллионов рублей с гектара ценного леса плюс нарушение всей окружающей экосреды. Еще до начала работ на Красной Поляне экологи предлагали схемы строительства, позволяющие рубить лес точно под объекты. Предложения не приняли.

И теперь этот лес продается в неизвестном направлении, – продолжает Бриних. – Так еще выделяются огромные деньги на так называемые компенсационные мероприятия, и они тоже идут кому-то в карман. К примеру, на территории одного из лесничеств ущерб на 11 миллионов рублей, а компенсация всего на 9. А в реальности тратится и того меньше. Провели один показательный субботник для СМИ – просто взяли саженцы из одной части нацпарка и пересадили в другую.

Стихийный развод

Огромный бюджет Олимпиады оправдывают тем, что после нее в Сочи останется уникальная инфраструктура. Стадионы, ледовые дворцы – все это будет служить еще долгие годы. Но и эти планы меняются.

– Многие объекты, которые предполагались как стационарные, теперь уже строят как временные, к примеру стадион для кёрлинга, – утверждает Валерий Бриних. – А потом еще надо будет составлять смету на разборку объекта, которая может равняться стоимости строительства, и там уже точно ни за чем не уследишь. Разобрали, а что там стояло и сколько кто украл – не разберешься.

– Там почти все объекты будут временными, – уверен экс-кандидат в мэры Сочи Борис Немцов. – Горнолыжная часть на Красной Поляне останется и еще, может, как-то отобьется. А все, что строится в Имеретинской низменности, в субтропиках – эта часть вся воровская. 

Здесь случилась чехарда с двумя грузовыми портами.


– Тут совершенно необоснованно решили строить эти порты. Один – в устье реки Псоу: тендер был проведен в Питере, и выиграла его турецкая фирма, причем остальные жаловались на подтасовку, – говорит глава Антикоррупционной коалиции Сочи Юрий Марьян. – Потом от порта отказались, турки ушли, но в качестве отступных перевалку грузов все равно будут делать в Турции, что тоже связано с неоправданными расходами.

А отказались от порта якобы потому, что небольшим штормом смыло другой порт – в устье реки Мзымты, который строили структуры Олега Дерипаски.

– Причем были смыты объекты, строившиеся на федеральные деньги, а часть с его инвестициями не пострадала, – уточняет Бриних. – И те сооружения, что остались, не могли называться защитными – просто трубы, слегка забитые в грунт и сваренные. Делалось все так, будто только и ждали первого шторма, чтобы списать и эти деньги.

Но Дерипаска в итоге остался в большем накладе. Во-первых, его «Ингосстраху» пришлось-таки покрывать полумиллиардный ущерб. А во-вторых, недавно его «Трансстрой» и вовсе лишили подряда в 3 млрд руб. в пользу структуры Минобороны. ФАС постановила, что «48-му управлению наладочных работ» ранее было отказано в тендере незаконно, поскольку его заявка была дешевле на 9%. Вот так и олигарха развели, и деньги все ближе к госбюджету. Жаль, что морской подвоз грузов в Сочи за два года так и остался не налажен.

Посторонним вход воспрещен

Удешевить строительство можно было не только за вычетом коррупционных составляющих.

– Мы предлагали реальные инновационные технологии, снижающие расходы, – говорит глава Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства России Светлана Параскева. – К примеру, стройматериалы дешевле кирпича, позволяющие построить трехэтажный дом за 24 часа. Наши фирмы старались пробиться по субконтрактам хотя бы к строительству небольших гостиниц, кафе. Но в итоге даже не могли выйти на эти тендеры.

– Наша фирма пыталась добиться заказа на строительство небольшой гостиницы в Адлере, – рассказал один из членов местного Союза предпринимателей. – Бюджет – 2,3 миллиарда рублей, в итоге с меня сразу потребовали 50% за тендер. Я готов был платить, а выиграла все равно фирма, близкая к Сочинскому горсовету. Я не стану называть имена, а то у нас тут у некоторых ретивых бизнесменов случались поджоги. Но по факту в сочинской стройке участвует парочка записных олигархов, скорее по принуждению. А также госкорпорации и аффилированные с государством структуры типа Сбербанка, Газпрома, РЖД, которые просто делят деньги между собой.

Эксперты считают, что и 39 миллиардов долларов – не предел.


– Бюджет будет расти еще, сейчас как раз начинаются основные работы с большой долей так называемых скрытых расходов, – сетует Павел Горячкин. – То бишь сколько под объекты Олимпиады завезли песка, сколько залили бетона, уже не докопаешься, деньги ухнут в бездонную яму…

Как же так? Ведь как раз на «обеспечение безопасности строительства» «Олимпстрой» в этом году выделит еще 900 миллионов рублей. Все для сохранности бюджета!


Источник: http://www.sobesednik.ru/investigation/sobes_25_10_sochi/



Поделиться:

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
17746
Участников online
26
Подписано
15293
Объявлений
1353
Компаний
5536
Новостей
13974
Форумов
24
Тем форумов
19254
Cтатей
1665
Резюме/вакансий
585

Подписка




Политика конфиденциальности