|
При строительстве дороги для саммита АТЭС обнаружено массовое захоронение
Эксперты «Приморского краевого бюро судебно-медицинской экспертизы» подтвердили, что найденные во время строительства дороги, соединяющей поселок Новый и бухту Патрокл во Владивостоке, останки почти 500 человек принадлежат жертвам политических репрессий, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на представителя администрации Владивостока.
«Общество оказалось в состоянии лучше разобраться в истории, чем официальные структуры» 27 мая этого года была начата эксгумация останков, завершилась она в первой декаде июня. За это время волонтеры из числа членов поискового отряда «Авиапоиск», студентов Дальневосточного госуниверситета и Владивостокского государственного медицинского университета обнаружили на месте захоронения 495 черепов. Во Владивостоке была создана рабочая группа по перезахоронению останков жертв, в ее состав вошли специалисты, историки, представители мэрии, духовенства, УВД. Между тем в четверг стало известно, что дело по факту нахождения убитых людей возбуждать не будет: «Согласно закону, из-за срока давности уголовное дело возбуждено не будет. Решение о месте и дате перезахоронения будет принято в ближайшее время», - цитирует ИТАР-ТАСС пресс-службу Владивостока. Зато к самой администрации претензии есть: прокуратура Советского района Владивостока в ходе проверки обнаруженных мест массовых захоронений установила, что мэрия города нарушила федеральный закон и своевременно не перезахоронила останки. При том, что о захоронении было известно давно. Несколько лет назад общество «Мемориал» установило недалеко от этого места крест с надписью «Памяти жертв сталинских репрессий», отмечает РИА «Новости». Член правление Международного историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал» Ян Рачинский в интервью газете ВЗГЛЯД подтвердил эту информацию: «Прокуратура во Владивостоке уже высказывалась по этому поводу, - отметил он. - Потому что прежде чем вести строительство, надо выяснить, не ведется ли оно по местам захоронений – погибших воинов или жертв репрессий. Это оговорено законом. Что касается памятника, он действительно достаточно давно был установлен нашими коллегами во Владивостоке. Они опрашивали свидетелей и пришли к выводу, что захоронение должно быть именно здесь, но не получили разрешения на проведение исследований. Тем не менее, несмотря на сопротивление властей, которые утверждали, что нет оснований полагать, будто там есть захоронения, памятный знак был установлен. И - как оказалось - общество оказалось в состоянии лучше разобраться в истории, чем официальные структуры», - посетовал он и добавил, что и сейчас работа в этом направлении местными властями ведется медленно и неэффективно.
«Вопрос не сводится к 500 человек, о которых говорят сейчас. По-моему, там должно быть около 10 тысяч» Что касается останков, историк и правозащитник затруднился сказать, кому они могли принадлежать. Известно, что в 1930-е на том участке, по которому теперь должна пройти новая автотрасса, находился пустырь. И тут могли проводиться расстрелы репрессированных. «Возможны разные варианты, - отметил Ян Рачинский. - Регион очень велик, и не исключено, что это захоронение - не единственное. Репрессии начались гораздо раньше 1930-х годов, с 1917-го, в Приморье – чуть позже, так что эти захоронения могут относиться как к середине 1920-х годов, так и к 1940-м. Здесь точно идет речь о расстрелах, а не о крестьянах, которые умерли от голода, или других жертвах», заверил он. Но более точные сведение пока не получены: согласно проведенной экспертизе, костные останки, большинство из которых принадлежат мужчинам в возрасте от 25 до 35 лет, пролежали в земле более 50, но менее 100 лет. Смерть людей наступила в результате огнестрельного ранения пулями калибра 9 мм в голову. «Если говорить о категориях людей, это были самые разные люди – отнюдь не только партийные, как нас пытались уверять, но и священники, крестьяне, рабочие, члены партий, которые существовали до 1917 года. В 95% случаев это ни в чем не виновные люди», - подчеркнул эксперт. «Чтобы точнее сказать, кем была это часть из расстрелянных, надо изучить останки, остатки одежды, записок, может быть, документов, если они сохранились. Но нет уверенности, что изъятие проводилось достаточно аккуратно», - добавил он. И, по его мнению, это найденное захоронение – не последнее. «Число расстрелянных там идет на тысячи. Вопрос не сводится к 500 человек, о которых говорят сейчас. По-моему, там должно быть около 10 тысяч. Может быть, они лежат не в этом месте, чуть дальше. Но исследования и экспертизы, к сожалению, велись только относительно останков, которые были обнаружены непосредственно по трассе. Попытки обследовать местность и обнаружить другие захоронения предприняты не были».
|
|