Надежды на то, что с пробками в Москве будет покончено, вряд ли сбудутся в ближайшие годы. Правда, пессимистичные прогнозы о том, что к началу нового десятилетия столица погрузится в транспортный коллапс, похоже, тоже не сбываются. Наоборот, на многих проблемных магистралях столицы дышать стало легче - в прямом и переносном смысле: там, где раньше тысячи машин отравляли воздух в «мертвых» пробках, пошло движение. Например, после пуска в конце прошлого года второй ветки Волоколамского тоннеля Ленинградка заметно приободрилась.
Разгружаются и другие проблемные магистрали столицы. Построена и введена в эксплуатацию транзитная эстакада между Звенигородским шоссе и «Москва-Сити». Она входит в состав проекта автомагистрали между Звенигородкой и деловым центром. Проект предусматривает строительство семи автомобильных эстакад, благодаря которым выезд из района «Москва-Сити» и въезд в него станут заметно легче. По словам строителей, эти эстакады имеют принципиальное значение, так как открывают транспортным потокам прямые выходы на ведущую из города и в город магистраль. Через несколько лет эта дорога может стать северным дублером Кутузовского проспекта.
Сейчас строятся эстакады на пересечении проспекта Маршала Жукова с МКАД. От «клеверного» типа проектировщики отказались - въезды на кольцевую и съезды с нее будут направленными, что должно увеличить среднюю скорость движения на этом участке. Ввод в эксплуатацию эстакад ожидается в следующем году.
По словам Владимира Ресина, реконструкция проспекта Маршала Жукова, которая включает в себя, кроме новых эстакад, строительство тоннеля, путепровода, отстойно-разворотной площадки и 5-километрового участка дороги с уменьшением количества светофоров, позволит преодолевать расстояние от МКАД до Кудринской площади за 15 - 20 минут.
За движением на этой магистрали следят специалисты Центра управления транспортным потоком. Центр уникальный и по оснащенности - пока единственный в Москве. На мониторах видна ситуация на всем протяжении трассы. Случись где-то авария, патруль незамедлительно выезжает к месту происшествия и благодаря оперативному вмешательству зачастую помогает предотвратить заторы на дорогах.
В сентябре начнется движение по новому мосту через канал им. Москвы на Ленинградском шоссе. После ввода в эксплуатацию старый мост закроют на реконструкцию, которая завершится примерно через год. По завершении реконструкции транспортный поток разделят - по одной мосту машины будут двигаться в центр, по другому - в область.
Этот год для дорожных строителей Москвы проходит под знаком Большой Ленинградки - именно здесь реализуются наиболее крупные проекты. В будущем году откроется первая очередь Алабяно-Балтийского тоннеля, который заметно увеличит пропускную способность Ленинградского проспекта и шоссе, а также Волоколамки. Работы под землей не прекращаются ни днем ни ночью, грузовики ежедневно вывозят на поверхность сотни тонн грунта. При этом прокладка ведется с ювелирной точностью - отклонения даже на несколько миллиметров недопустимы.
- Еще 5 - 6 лет назад мы отказались бы от этого проекта из-за сложных гидрогеологических условий, - рассказал руководитель Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александр Левченко. - Но сейчас у нас есть и технологии, и опыт, чтобы этот проект состоялся.
Таких проектов в Москве могло бы быть гораздо больше, если бы не одна проблема - деньги. Если в 2008 году на дорожно-мостовое строительство было израсходовано 76 миллиардов рублей, то в 2009-м из-за кризиса - 56 миллиардов. В этом году столичные власти планировали выделить на дороги 34 миллиарда рублей, но месяц назад приняли решение добавить еще 22 миллиарда. По словам первого заместителя мэра, проблему без помощи федерального центра не решить. Сколько будет выделено федеральных денег для столичных дорог - пока не известно, но, по словам Владимира Ресина, президент Дмитрий Медведев отдал распоряжение о выделении средств после того, как было решено строить в столице крупный международный финансовый центр.
- Чтобы ситуация заметно сдвинулась в лучшую сторону, нам надо осваивать не 60 миллиардов рублей в год, а 150 - 200. Надо увеличить объемы строительства в три раза, а мощности для этого у нас есть, - отметил руководитель строительного комплекса Москвы Владимир Ресин.