|
Дорожники обвиняют в главной беде России нефтяное лобби
Дорожники нашли объяснение состоянию российских дорог. «Из-за нефтяного лобби в стране с таким серьезным перепадом сезонных температур мы продолжаем асфальтировать автомобильные трассы,— заявил гендиректор холдинга „Трансстрой“ (входит в структуру „Базового элемента“) Иван Кузнецов .— Бетонные дороги технологичнее в строительстве и намного долговечнее».
Дорого и надолго «Да, для устройства бетонной дороги требуются более квалифицированные строители и серьезная техника, зато при их эксплуатации не будет столько дорожных „болезней“, сколько мы сегодня наблюдаем»,— продолжил Кузнецов.
Объяснить такую «нелюбовь» заказчика к бетонным дорогам, по его мнению, можно только наличием в нашей стране нефтяного лобби, которому нужно продать свой битум, зачастую не соответствующий никаким строительным нормам. «Из нефти выгоняют все светлые продукты до такой степени, что из полученных остатков уже никакого битума не получается, только гудрон»,— сказал глава «Трансстроя» в интервью корпоративному изданию «Вестник Трансстроя» .
Десять процентов на 40 лет Как рассказали GZT.RU в пресс-службе «Трансстроя», точно оценить разницу в цене между асфальтобетонной и цементобетонной дорогой невозможно: слишком велико влияние привходящих факторов. Эксперты говорят о 9–10%. В частности, несколько лет назад такую цифру называл в интервью «Российской газете» зампред законодательного собрания Приморского края Игорь Пушкарев.
«Если брать только технологическую составляющую, то такая оценка может быть близка к действительности»,— согласился представитель «Трансстроя». При этом, по его словам, разница в цене легко окупится, поскольку бетонная дорога реже требует ремонта.
Производители цемента называют другие цифры. Как рассказала GZT.RU представитель «Евроцемент груп» Елена Рудовская, строительство бетонных дорог обходится в полтора-два раза дороже, чем асфальтных, однако такие дороги в 3-5 раз прочнее и долговечнее».
«Хорошо уложенная бетонная дорога, за которой правильно ухаживают, может прослужить и 30, и 40 лет»,— объяснил GZT.RU директор Ассоциации дорожных проектно-изыскательных организаций РОДОС Дмитрий Немчинов. Асфальт служит 12–18 лет.
При этом качество битума российских производителей Немчинов оценил довольно низко. «В отличие от западных стран, где дорожный битум— это специальный продукт,— у нас это чаще всего просто отходы производства»,— отметил он.
Бетон будущего «За бетонными дорогами будущее»,— уверена Елена Рудовская. Производители готовы обеспечить потребность дорожников в цементе, доведенном в соответствии с рецептурой до необходимого качества, уверяет представитель «Евроцемента». «Если будет спрос, будет и предложение»,— говорит она.— Перенастроить производство можно в рабочем режиме».
Пока, признает Рудовская, цементобетонных дорог в России крайне мало. Но потихоньку дело начинает сдвигаться с мертвой точки. В качестве примера она привела Белгородскую область, где это направление активно развивается по инициативе губернатора Евгения Савченко.
Смотреть экономику Дмитрий Немчинов из РОДОСа в то же время отмечает, что в каждом конкретном случае нужно смотреть на экономику проекта. «Если речь идет о магистралях, то цементобетонное покрытие действительно может быть эффективнее в долгосрочной перспективе»,— говорит Немчинов. Помимо прямых затрат на ремонт, нужно учитывать еще и снижение потерь перевозчиков от перекрытия трассы на период ремонтных работ.
С другой стороны, покрывать цементобетоном дороги местного значения нет никакого смысла. «Вообще нужно уходить от ненужной капитальности,— считает эксперт.— Совершенно незачем строить шоссе с твердым покрытием к каждой деревне. 35–40% дорожной сети США вообще состоит из грунтовых и гравийных дорог- и ничего».
«Претензий не было» У нефтяников нарекания дорожников вызывают легкое недоумение. «Наоборот, мы стремимся поставлять в Россию качественный продукт, и никаких претензий никогда не было»,— удивился вопросу GZT.RU представитель ТНК-ВР.
По его словам, компания как раз сейчас работает над расширением производства дорожных битумов «премиум-класса», которые позволяют увеличить гарантийный срок службы дороги с 2–3 до 7–10 лет. В частности, такой битум— «ТНК Альфабит»,— поставляется для реконструкции трассы «Дон», строительства дорог в Вологде и Кольцевой автодороги в Санкт-Петербурге.
НПЗ ни при чем «Дело не в битуме, а в технологии»,— рассказал GZT.RU источник в нефтеперерабатывающей отрасли. Когда немцы строили дорогу на Домодедово, битум поставлял Московский НПЗ— и это не помешало дать гарантию на семь лет. «И вообще, держит дорогу не битум, а щебень,— добавил он.— Битум— это просто клей».
Заявления, что качество битума ухудшается за счет отгонки светлых нефтепродуктов, собеседник GZT.RU назвал смехотворными. «Этого просто не может быть. Наоборот, чем больше в битуме светлой фракции, тем хуже его связующие свойства»,— говорит он.
Где же вы были раньше «Раньше дорожникам было безразлично качество битума, лишь бы подешевле»,— поделился с GZT.RU представитель еще одной нефтяной компании. Естественно, никто из переработчиков и не думал вкладываться в производство высокотехнологичной продукции.
Ситуация, по его словам, изменилась в прошлом году, когда строителей обязали давать семилетнюю гарантию на дороги. «После этого стали считать, и выяснили, что дешевле выходит купить хороший битум»,— рассказал источник.
Так что спрос на качественный битум появился. Хуже с предложением. «Мы начали готовиться еще на этапе обсуждения поправок о гарантийном сроке»,— говорит собеседник GZT.RU.
По его словам, постановка «с нуля» нового процесса на современном НПЗ занимает несколько месяцев. Однако к этой категории можно отнести далеко не все нефтеперерабатывающие заводы России. «Если завод сам по себе нуждается в глубокой реконструкции, вряд ли удастся быстро запустить там производство качественных битумов»,— отметил представитель нефтяной компании.
Один из опрошенных GZT.RU экспертов также высказал оригинальную версию того, почему в интервью Ивана Кунецова всплыла тема нефтяного лобби: «Возможно, дело в том, что у „Базэла“, в структуру которого входит „Трансстрой“, нефтепереработки нет, а цементные заводы имеются».
|
|