В результате взрыва на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе 20 апреля погибло 11 человек. Почти три месяца ВР не могла устранить утечку, в воду попало 4,9 млн баррелей нефти.
Обстоятельства аварии четыре месяца выясняли около 50 специалистов под руководством главы департамента по обеспечению безопасности ВР Марка Блая. Вчера компания опубликовала 193-страничный отчет. Это первая официальная версия случившегося. «Невозможно определить одиночное действие или бездействие, которое привело к катастрофе», — сказано в документе.
ВР насчитала восемь причин катастрофы. Первые две — некачественное цементирование скважины и низкое качество цемента. Тест на герметичность был ошибочно признан пройденным, сказано в документе. Работы по цементированию вела Halliburton, а тестированием занимались Transocean и BP. Буровая бригада Transocean не заметила утечку, пока углеводороды не прошли через противовыбросовое устройство и не попали в водоотделительную колонну. Сотрудникам BP не удалось взять скважину под контроль: через неудачный с конструктивной точки зрения сепаратор газ попал на платформу. Наконец, система пожарной и газовой сигнализации не смогла предотвратить возгорание. Вырвавшийся из скважины газ попал в системы отопления, вентиляции и кондиционирования, мог оказаться в моторном отсеке и взорваться. Противовыбросовое устройство (производства Cameron) не сработало, несмотря на неоднократные попытки привести его в действие, перечисляет ВР. Причина — неудачная конструкция и неисправные батареи в подводном коллекторе управления, делает вывод ВР.
Претензий к техническим характеристикам самой скважины ВР не обнаружила.
Доклад BP служит только ее интересам, говорит представитель Transocean Гай Кентвелл, и «является попыткой скрыть основополагающий фактор аварии — фатальную ошибку BP c конструкцией скважины». По его мнению, BP для экономии приняла ряд решений, повысивших риск аварии. Transocean ведет собственное расследование, добавил он. Halliburton следовала инструкциям ВР, что защищает ее от обвинений, сказал представитель компании. Его коллега из Cameron, а также представители береговой охраны и министерства внутренних дел США от комментариев отказались.
ВP дала 25 рекомендаций по предотвращению подобных аварий в будущем. Она потратила на ликвидацию аварии $8 млрд, а всего зарезервировала $32,2 млрд. BP старается избежать обвинений в «грубой небрежности», что может снизить размер штрафа с $21 млрд до $5 млрд.