|
Обзор. Отгрузки цемента в августе 2010 года (по производителям)
Обзор. Отгрузки цемента в августе 2010 года (по производителям). В августе этого года суммарная отгрузка цемента на территории России железнодорожным транспортом составила 3 757 831 тонн. Наибольшее количество цемента отгружено с ОАО «Мордовцемент», далее следует предприятия холдинга ЕВРОЦЕМЕНТ груп: ЗАО «Осколцемент» и ОАО «Мальцовский Портландцемент». Список крупнейших производителей цемента по Федеральным округам выглядит следующим образом: Центральный ФО – Осколцемент (320489 тонн) Южный ФО – Себряковцемент (281580 тонн) Северо-Западный ФО – Пикалевский ЦЗ (123775 тонн) Дальневосточный ФО – Спасскцемент (87437 тонны) Сибирский ФО – Топкинский ЦЗ (228554 тонны) Уральский ФО – Староцементный ЦЗ (123311 тонн) Приволжский ФО – Мордовцемент (320489 тонн) Северо-Кавказский ФО – Кавказцемент (227520 тонн)
Теперь перейдем к рынкам сбыта цемента и распределению отгрузок от ведущих производителей цемента России. В этом обзоре мы подробно рассмотрим отгрузки с ОАО "Мордовцемент", ОАО "Себряковцемент", холдинг ЕВРОЦЕМЕНТ груп и холдинг Сибирский Цемент. Отгрузки с ОАО «Мордовцемент» распределились следующим образом: Мы видим, что львиная доля отгрузки завода (почти каждый второй вагон) направлена на Москву и Московскую область. Вторым по величине рынком сбыта продукции является Нижегородская область и Республика Татарстан. Остальные регионы получили гораздо меньше продукции, но надо отдать должное, что и потребление цемента у многих из них гораздо ниже. Для того, чтобы понять, какую долю занимает цемент, производства ОАО «Мордовцемент» в других регионах страны, гораздо лучше взглянуть на следующую карту.
Республика Мордовия, родина ОАО «Мордовцемент», осталась белой не по ошибке. Ни одного вагона с завода потребителям этого региона отгружено не было. Это легко объясняется тем, что большинству потребителей региона вполне достаточно отгрузки в автотранспорт. Так же со стороны может показаться странным, что доля присутствия мордовского цемента в соседней Рязанской области весьма невелика и составляет всего 4%. Но это также легко объясняется присутствием в Рязанской области очень крупного Михайловского цементного завода, который и обеспечивает большинство потребителей региона своим цементом. А вот присутствие мордовского цемента в Республике Коми объяснить сложнее. Больше 2-х тысяч тонн цемента было отгружено в этот регион. И это явно не контракт с каким-то одним крупным потребителем, поскольку получателей цемента несколько и разгрузка происходит на разных станциях. Заметим, что стоимость железнодорожного тарифа от завода до Республики Коми весьма высока и без уступок со стороны завода по отпускной цене самого цемента, вряд ли стала бы интересной в этом регионе. Однако факт остается фактом. Перейдем к отгрузкам с ОАО «Себряковцемент» Они распределились так: Как видим, здесь приоритеты распределяются следующим образом: 35% цемента отгружается потребителям Москвы и Московской области, 19% потребителям Республики Чечня, 10% - Дагестан, а остальные 36% понемногу в остальные регионы. Присутствие себряковского цемента в регионах страны (в % от общего потребления региона) видим на следующей карте:
В отличие от Мордовцемента, здесь не видно четкой региональной сбытовой политики, всего в 4-х регионах России доля себряковского цемента переваливает за отметку в 30%. Есть явные «белые пятна», и если Брянскую и Рязанскую области еще можно объяснить наличием на их территории крупных цементных заводов, то почти полное отсутствие себряковского цемента в Ивановской и Костромской областях и его одновременное присутствие в далекой Мурманской области объяснить гораздо сложнее. Насколько нам стало известно, с сентября этого года руководство Себряковцемента приняло решение об изменении отпускных цен на цемент для регионов центральной России в сторону увеличения. Возможно это сделано для того, чтобы сосредоточить усилия на продвижении цемента в Южные регионы и ухода с рынков центральной России.
ОАО «Холдинговая компания Сибирский цемент» - крупнейшая холдинговая компания, объединяющая 4 предприятия по выпуску цемента: ООО «Топкинский цемент», ООО «Красноярский цемент», ООО «Тимлюйский цементный завод» и ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат». Всего предприятиями компании за прошедший месяц было отгружено чуть более 330 тысяч тонн цемента.
Основные потребители холдинга находятся в Тюменской области (14% продукции), Иркутской области (11%), Омской и Читинской областях (по 10%). Отдельная работа по продвижению продукции холдинга ведется с потребителями Центрального ФО. Сюда ведутся поставки с Топкинского цемзавода и, несмотря на высокий железнодорожный тариф, предприятию удается привлечь покупателей ценой и, прежде всего, качеством продукции.
В своем федеральном округе предприятия холдинга чувствуют себя достаточно комфортно. В большинстве районов продукция холдинга преобладает над продукцией конкурентов и составляет от 50 до 90% всего цемента. Этому положению вещей может позавидовать даже крупнейший российский холдинг ЕВРОЦЕМЕНТ групп, т.к. ему, работая преимущественно за пределами Сибирского ФО, приходится сталкиваться с гораздо большей конкуренцией.
И в конце обзора перейдем к самому крупному российскому цементному холдингу ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп»
Как видно из карты, положение Евроцемента в Центральных регионах России остается весьма стабильным. Лишь один Саратовский регион обошелся всего 2-мя вагонами цемента за весь август, в остальном саратовские получатели почти на 100% остались верны местному Вольскому цементному заводу. Да и Себряковский с Мордовским заводами несколько «осветляют» оранжевый цвет Евроцемента в регионах, расположенных рядом с ними. В остальном Евроцемент уверенно владеет ситуацией на рынке.
Поправка: Сообщаем, что данный обзор содержит одну неточность. Приведенные цифры по отгрузкам со Староцементного завода являются суммарными данными по отгрузкам с ДВУХ цементных заводов: Сухоложскцемента и Староцементного завода. Данная неточность произошла из-за того, что отгрузки цемента оба этих завода осуществляют с одной железнодорожной станции - Кунара. В последующих обзорах этот факт будет учтен. Приносим свои извинения руководству Сухоложскцемента и Староцементного завода. При частичном или полном копировании материала ссылка на www.beton.ru обязательна
|
|