Реклама

НЕРАЗРУШАЮЩИЙ ПРОГРЕВ БЕТОНА

Осыпавшийся щебень

Дата публикации: 03.08.2016 Количество просмотров: 611
За период с января по май 2016 года оборот рынка добычи полезных ископаемых в Ленобласти достиг показателя примерно в 5,2 млрд рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 37,3%. Всего же добыча полезных ископаемых занимает 1,2% от общего оборота промышленных организаций. Самую большую долю, а это 80,7% или 338 млрд рублей, держат обрабатывающие производства.

По данным группы ЛСР, в 2015 году объемы добычи и реализации щебня в Петербурге и Ленинградской области сократились более чем на 30%, рынок потребил лишь около 12 млн куб. м щебня. Основные игроки на этом рынке — это группа ЛСР (27-29%), "Возрождение-Неруд" (11-12%), "Ленстройкомплектация" (10%), "Семиозерское карьероуправление" (9%). Также есть более мелкие игроки. Что же касается песка, то его объемы добычи просели примерно на 5%, до 17-18 млн куб. м.

Стоит отметить, что данные администрации Ленобласти сопоставимы с данными компаний и независимых аналитиков.

В комитете по природным ресурсам Ленинградской области рассказали, что в 2015 году было добыто строительного камня (для производства щебня) — 10,95 млн куб. м, песка и песчано-гравийного материала — 24,2 млн, облицовочного камня — 199 тыс. куб. м и кирпично-черепичных глин — 564,8 тыс. тонн.

В целом же, по данным комитета, количество запасов строительного камня на территории региона составляет 1,47 млрд куб. м, песка и песчано-гравийного материала — 1,15 млрд, облицовочного камня — 95,7 млн, кирпично-черепичных глин — 285,9 млн.

В группе ЛСР падение спроса на щебень связали с замедлением роста строительного рынка, завершением реализации масштабных инфраструктурных проектов. По экспертным оценкам, 60-70% потребления щебня в регионе приходится на дорожное строительство и ремонт, 25-30% — на производителей бетона и ЖБИ. Потребности железной дороги оцениваются в 3-5% от суммарного сбыта, причем в 2014-2015 годах эта доля снижалась, сообщают эксперты.

Ситуацию не исправляют появляющиеся новости о сокращении бюджетных ассигнований на инфраструктурные проекты. В апреле стало известно, что Минтранс разработал план по сокращению финансирования дорожной стройки до 2020 года.

Министерство предлагает сократить общий объем финансирования на 11,7% — с 11,6 до 10,2 трлн рублей. Федеральное финансирование программы будет сокращено с 5,4 до 4,8 трлн рублей, внебюджетное — с 6 до 5,3 млрд рублей, региональное — с 80,8 до 76,2 млрд рублей.

Принятая в 2010 году программа включает в себя мероприятия по строительству новых дорог, железнодорожной инфраструктуры, портов и аэропортов. Корректировка программы потребовалась в связи с принятием в декабре 2015 года нового бюджета на 2016 год, поясняли ранее в Минтрансе. Если говорить, к примеру, о дорожной стройке, то заложенный объем финансирования на федеральные дороги будет сокращен до 2,4 трлн рублей, на региональную дорожную стройку — до 43 млрд рублей. Еще в 2015 году Росавтодор сократил на 28% расходы на строительство, сконцентрировав ресурсы на ремонте и поддержании дорог в рабочем виде, о чем ранее писал "Ъ".

Лицензия на добычу

Эксперты говорят о том, что в Ленобласти эксплуатируется более 80 месторождений полезных ископаемых, и еще примерно 4 тыс. месторождений находятся в Фонде недр Ленинградской области. Наименований полезных ископаемых десятки — от гранита и песчаных пород до горючих сланцев и торфа.

Что же касается разрешений на работу, то в 2015 году комитетом по природным ресурсам Ленобласти было выдано 60 лицензий на пользование участками недр местного значения, из них 25 лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, 35 лицензий — в отношении участков недр, содержащих подземные воды. Кроме того, департаментом по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу выдавались лицензии на участки недр, не отнесенные к участкам недр местного значения. Аннулировано за прошлый год было 14 лицензий.

По данным на конец июня 2016 года, на территории Ленобласти действуют 873 лицензии на пользование участками недр местного значения, из них 281 лицензия на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, 592 лицензии — в отношении участков недр, содержащих подземные воды.

По словам заместителя генерального директора компании "Арасар" (промышленный демонтаж зданий и сооружений) Николая Афонина, объемы добычи регулируются не оставшимися запасами (они очень значительны), а экономической ситуацией. "Доля в экономике области очень значительная, и полезные ископаемые добываются постоянно. Но объемы добычи сокращаются, чему, на мой взгляд, есть несколько причин. Речь идет о снижении темпов строительства и росте доли применения вторичного материала при проведении строительных работ. Вторичный материал получается путем переработки строительных отходов. Вторичный щебень используется для отсыпки подъездных дорог, их регулярного укрепления в течение всего строительного цикла. Также он используется в эксплуатации технологических дорог на площадках промышленных гигантов и стабилизации грунтов вокруг территории", — говорит господин Афонин.

Логистические игры

Эксперты говорят о том, что основные сложности на рынке добычи строительных материалов связаны с логистикой, доставкой материалов в исторический центр города или из дальних точек, регулярно увеличивающимися сборами, ограничениями по нагрузке на ось автотранспорта. На фоне этого становится более популярным железнодорожный транспорт, результаты работы которого в этом году, возможно, будут лучше итогов 2015 года.

По итогам 2015 года на полигоне Октябрьской железной дороги (ОЖД) объем погрузки в целом составил 95,1 млн тонн, что на 4,7% ниже уровня аналогичного периода 2014 года. На 3,4% упали строительные грузы, что вызвано ухудшением экономической ситуации в регионах, снижением покупательной способности. При этом по итогам четырех месяцев 2016 года местная железная дорога улучшили показатели: на полигонах ОЖД было отгружено 32,1 млн тонн, что на 2,8 млн выше (на 9,6%) уровня аналогичного периода 2015 года. В ОЖД отметили, что положительная динамика достигнута в основном за счет роста перевозок минеральных и химических удобрений, лесных грузов, промсырья и цемента. Наибольший прирост обеспечен по строительным грузам: их погрузка увеличилась на 2,6 млн тонн, или на 40%.

В 2015 году на строительные грузы пришлось около 28% в структуре перевозок на ОЖД. Эксперты говорят, что ситуацию с перевозками простимулировало введение в августе прошлого года лицензирование импорта в РФ щебня и гравия из стран, не входящих в Евразийский экономический союз. Около 78% всего импортного щебня приходилось на Украину, и половина всех импортных поставок концентрировалась на Москве и области. Благодаря введению лицензирования выросла доля поставщиков щебня из Ленобласти и Карелии.

В основном щебень перевозится автомобильным транспортом, однако эта ситуация меняется: хотя сейчас посредством железной дороги транспортируется чуть более 40%, эта доля растет. Водным транспортом перевозится 7-8% строительных материалов.


Тэги:  щебень 

Источник: kommersant.ru



Поделиться:

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
9382
Участников online
9
Подписано
7219
Объявлений
2163
Компаний
5287
Новостей
13236
Форумов
24
Тем форумов
21760
Cтатей
1661
Резюме/вакансий
895

Подписка