|
Опыт проектирования легких стальных конструкций
Строительство зданий с использованием легких металлоконструкций (ЛМК) – перспективное направление, с каждым годом завоевывающее все более прочные позиции на строительном рынке. Обобщая многолетний опыт проектирования ЛМК, специалисты компании «ЕвроАнгар» выделяют три основные группы вопросов, требующих пристального внимания инженеров-конструкторов: сбор нагрузок, выбор расчетной схемы, применение прогрессивных технологий. Сбор нагрузок При проектировании стальных рамных конструкций с большими пролетами очень ответственно надо подходить к сбору нагрузок, поскольку каждый лишний килограмм полезной нагрузки приводит к увеличению массы каркаса, а каждый килограмм неучтенной нагрузки может привести к катастрофическим последствиям. Большинство конструкторов закладывают в расчетах полную снеговую нагрузку. Между тем, учитывая снос снега ветром, для довольно небольших зданий можно уменьшать снеговую нагрузку до 18-30 % (для зданий длиной 100 и более метров этот коэффициент падает до 2-15 %). При уменьшении снеговой нагрузки на 2 % для здания размерами 96х100 метров (свободный пролет 24 метра) экономия составляет от 0,5 до 1,5 тонн, в зависимости от шага колонн. Учитывать фактор ветра следует в строгом соответствии с генеральным планом застройки и с соблюдением всех требований СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия». Наиболее опасным для двухпролетных рам является неравномерное размещение снеговой нагрузки по покрытию. Здесь реализуются все опасные факторы: увеличение напряжений в загруженном пролете; возможность потери общей и местной устойчивости элементов рамы в ненагруженном пролете; изменение знаков изгибающих моментов во фланцевых соединениях. С увеличением числа пролетов рам отрицательное влияние односторонних снеговых нагрузок уменьшается. СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия» о допущении расчета рамных конструкций переменного, в том числе моносимметричного, сечения на равномерно распределенную по всему покрытию снеговую нагрузку могут быть применимы только для однопролетных рам или при числе пролетов более 4-5. В остальных случаях следует учитывать возможную неравномерность снеговой нагрузки на покрытии. Односторонние снеговые нагрузки на покрытие, заложенные в нормы, возникают либо при сходе снега с одного из скатов, либо при его уборке. Для предотвращения возникновения односторонних снеговых нагрузок, следует применять специальные снегоудерживающие преграды, удерживающие снег от самопроизвольного схода и специальные мероприятия, СВЯЗАННЫЕ С ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ УБОРКИ СНЕГА С КРОВЛИ. При расчете относительно широких зданий, расположенных в районах со скоростью ветра в зимний период более 3 м/сек., определение снеговых нагрузок на покрытие, рекомендуется производить в соответствии с нормами как для равномерной (µ=1), так и для неравномерной (µ=0,75 и 1,25) снеговой нагрузки независимо от уклона кровли. Таким образом, многие инженеры-конструкторы считают влияние снеговой нагрузки на конструкции здания переоцененным. В то же время, по их мнению, ветровым нагрузкам уделяется меньшее внимание, чем они этого заслуживают. Нормативное ветровое давление, соответствующее Московскому региону, равняется 23 кг/м2 (это соответствует скорости ветра 6 м/с). При скорости ветра 17 м/с нормативное ветровое давление, согласно формуле СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия», составляет 176,29 кг/м2. Проектировщики компании «ЕвроАнгар» принимают минимальное ветровое давление 50 кг/м2. (Примечание: здесь не были затронуты технологические, крановые, гололедные, температурные и климатические нагрузки, так как они при проектировании зданий типа ангар не вызывают трудностей в расчетах или, согласно СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия», их допускается не учитывать. Выбор расчетной схемы При проектировании зданий из ЛМК типа ангар особенно тщательно следует подходить к выбору расчетной схемы:
Применение прогрессивных технологий Проектная практика позволила выделить некоторые приемы снижения стоимости каркаса:
|
|