|
Технологическое топливо и его подготовка
Затраты на топливо в цементной промышленности очень высоки. Они составляют до 40 % себестоимости клинкера. В цементной промышленности используют газообразное, жидкое и твердое топливо. В качестве газообразного топлива применяют природный газ, смесь природного газа с газом подземной газификации, а также коксовый газ - продукт коксования каменных углей. Наибольшее распространение получили природные топливные газы, требования к которым регламентированы ГОСТ 5542-78. В зависимости от месторождения содержание метана в природных газах составляет 80-99%, теплота сгорания 32-39 МДж/м3, плотность 0,72-0,85 кг/м3. Газ поступает на цементное предприятие от газораспределительной станции под давлением около 0,6 МПа, на газораспределительном пункте (ГРП) его давление снижается до 0,25-0,3 МПа. От газораспределительного пункта газ по специальным трубопроводам транспортируют к местам его потребления. Газовое пламя имеет меньшую светимость, что обусловливает повышение расхода теплоты, тем не менее это наиболее дешевый и удобный вид топлива. Газ не требует устройств для хранения, не дает отходов при сгорании, не загрязняет атмосферу. Применение газа упрощает автоматизацию процесса сжигания топлива и технологию производства клинкера. Постоянство химического состава и теплоты сгорания газа обеспечивает равномерность режима обжига и стабильность работы печи. При этом повышается стойкость футеровки, возрастает коэффициент использования печей и, следовательно, увеличивается выпуск продукции. Газообразное топливо не требует специальной подготовки перед его сжиганием, что сокращает капитальные затраты. Для сжигания газа преимущественно применяют одноканальные нерегулируемые и регулируемые форсунки. Нерегулируемые одноканальные форсунки имеют диаметр 40-70 мм. Газ подается под давлением 0,04-0,1 МПа и выходит из форсунки со скоростью 200-300 м/с. Двухканальные форсунки, работающие под давлением газа перед форсункой 0,02-0,05 МПа с первичным дутьем, состоят из двух коаксиальных труб. По центральной трубе газ поступает со скоростью 40-60 м/с, а по кольцевому каналу-первичный воздух со скоростью 40-60 м/с. В качестве жидкого топлива в цементной промышленности применяют мазут - смесь углеводородов, испаряющихся и разлагающихся при повышении температуры. При этом образуются пары простых углеводородов, оксид углерода, водород, сажа. Их горение и обеспечивает формирование в печи факела. Марки мазута (40, 100, 200) устанавливают по его вязкости. Качество жидкого топлива нормировано ГОСТ. Зольность мазута должна быть не более 0,15-0,2%, содержание воды 1-2%, теплота сгорания 40,1-40,6 МДж/кг. Мазут доставляют на предприятие по мазутопроводам в нефтеналивных баржах или по железной дороге в цистернах, где его хранят в металлических емкостях 1000, 3000 и 5000 м3. Запас мазута должен обеспечивать потребность предприятия в течение месяца. Из резервуаров мазут подают в расходные металлические баки, в которых его подогревают до 60-90 °С. Запас подогретого мазута должен обеспечивать 4-часовую работу печей. Подогретый мазут подают в форсунку печи. Форсунки применяют главным образом механического распыления с игольчатым распылителем, снабженным винтовыми каналами, обеспечивающими закручивание выходящей из форсунки струи. В работающей форсунке игловидный клапан, позволяющий распылять мазут под высоким давлением (2-3,5 МПа), расположен вдоль оси трубы, по которой подается первичный воздух. Расход первичного воздуха на распыление невелик - около 3 % всего необходимого для горения его количества. Первичный воздух дает возможность также зажигать и стабилизировать факел, придает ему желаемую форму. Скорость сгорания мазута и излучение мазутного факела несколько ниже, чем твердого топлива, поэтому при работе на мазуте расход теплоты на обжиг больше примерно на 10%. Сократить расход мазута можно понижением вязкости за счет его подогрева, увеличением давления распыления и уменьшением размеров каналов форсунки. В качестве твердого топлива в цементной промышленности применяют каменный уголь, полуантрацит, горючие сланцы, бурые угли, коксовую мелочь. Желательно использование твердого топлива с теплотой сгорания не ниже 20 МДж/кг, зольностью не выше 10-12% с содержанием летучих 10-30%. Выбор твердого топлива определяется типом печного агрегата. Для шахтных печей необходимы кокс и антрацит наиболее употребительных марок AM, AC, АРШ, АШ с содержанием летучих до 7% и золы до 9-16%. Для обжига во вращающихся печах применяют преимущественно каменные угли, а также бурые угли, горючие сланцы, коксовую мелочь. Различают: каменные угли-длиннопламенные (Д), тощие (Т), газовые (Г), паровично-жирные (ПЖ) и др., бурые угли-мелкие (БМ), средние (БС), крупные (БК) и рядовые (БР) с размерами зерен соответственно 13-25; 25-50; 50-100 и до 100 мм. Возможность применения твердого топлива в цементной промышленности регламентируется соответствующими ГОСТами на угли конкретных месторождений или регионов. При сжигании во вращающейся печи в виде пыли угли с повышенным содержанием летучих веществ (газовые) воспламеняются на близком расстоянии от форсунки и дают длинный факел. Тощие угли воспламеняются поздно, а горят быстро, образуя короткий факел. Подбор смеси газовых и тощих углей позволяет регулировать длину и форму факела в печи. Твердое топливо должно храниться на складе с бетонированным полом, снабженным стоками для воды. Укладывают уголь в штабеля высотой до 2 м. Высота штабеля зависит от склонности угля к самовозгоранию, которая тем выше, чем больше в угле содержание влаги и летучих веществ. Уголь разных сортов укладывают в отдельные штабеля. Крупнокусковой уголь дробят в быстроходных молотковых дробилках до размеров кусков 5-10 мм. Использование угля как форсуночного топлива возможно в сухом и тонкоизмельченном виде. Необходимая тонкость помола определяется зольностью угля и содержанием летучих веществ: остаток на сите № 008 должен быть для газовых углей порядка 16%, для тощих 10-12%. Чем грубее размолот уголь, тем больше время, необходимое для сгорания угольной пыли, и выше расход топлива. Использование твердого топлива требует организации на предприятии специального углеподготовительного отделения для помола и сушки угля. Сушку и измельчение угля, как правило, производят одновременно в шаровых мельницах диаметром 2-4 м, длиной 3,9-8 м, производительностью 5-50 т/ч, работающих по замкнутому циклу. Уголь из бункера питателем направляется в мельницу; туда же поступают топочные газы с температурой 800-1000 °С и холодный воздух; необходимый для снижения температуры газов до 400°С. Измельченный уголь выносится в воздушно-проходной сепаратор, где выделяется крупная фракция, возвращаемая на домол. Готовый продукт-угольная пыль-отделяется от дымовых газов в циклоне, откуда через промежуточный бункер и питатель подается форсункой в печь. Очищенные в циклоне горячие газы также вдуваются в печь. Вся установка работает под разрежением. Уголь нельзя пересушивать. Влажность размолотого угля должна составлять 1-1,5%. Полностью высушенный уголь воспламеняется трудно. Это связано с тем, что углерод не вступает во взаимодействие непосредственно с атмосферным кислородом. Его сжигание до СО и СО2 идет по цепному механизму, при котором углерод сначала реагирует с наиболее активным радикалом ОН, а потом с кислородом. Поэтому для воспламенения угля необходимо присутствие небольшого количества водяного пара. Твердое топливо может готовиться к сжиганию по схеме центрального пылеприготовления для всего завода и по индивидуальной схеме для каждой печи. На большинстве предприятий используется индивидуальная схема с промежуточным бункером для создания запаса порошка угля перед подачей в печь. При однородном составе угля и постоянной его размолоспособности возможна централизованная углеподготовка без промежуточного бункера. При сжигании твердого топлива применяют одноканальные и реже двухканальные горелки. Перемешивание пылеугольного топлива с воздухом в первом случае происходит в канале форсунки. Качество перемешивания зависит от конструкции форсунки и скорости (40-70 м/с) вылета топливно-воздушной смеси. В двухканальных форсунках, представляющих собой две цилиндрические трубы, вставленные одна в другую, по центральному каналу в печь вдувается топливно-воздушная смесь с первичным воздухом, а по периферийному каналу-вторичный воздух.
|
|