Реклама

Подземная правда, эпизод IV. Остановка без требования

Дата публикации: 15.12.2002 Количество просмотров: 416

Подземная правда, эпизод IV. Остановка без требования.

Полгода назад Президент России Владимир Путин в родном городе устроил разнос чиновникам за подготовку к 300-летию Петербурга. Точнее, за неподготовку. Особенно влетело за простой на восстановлении Кировско-Выборгской линии метро...

Работы были остановлены еще в апреле, деньги итальянскому подрядчику перечислялись нерегулярно, а после резкого доклада ректора Санкт-Петербургского Горного института, руководителя рабочей группы Координационного совета по мониторингу технического и экономического состояния опасных производственных объектов при полномочном представителе Президента РФ на Северо-Западе Владимира Литвиненко оказалось, что сама технология работ является весьма спорной. В результате, Владимир Путин дал поручение Госстрою отдельно разобраться в том, что происходит на участке «Размыв» петербургского метрополитена.

Разбирались почти четыре месяца — создали солидную комиссию из 22 человек, организовали ее выезд на место, потом члены комиссии еще несколько раз встречались в Москве для обсуждения ситуации В конце концов, в октябре было принято решение провести испытания и начать работу в подземелье, а в начале декабря горно-проходческий комплекс (попросту говоря, щит) опять встал. И снова специалисты разбираются в том, что произошло, версии чиновников городской администрации и ученых опять противоречат друг другу, из Франции спешно вызваны специалисты-водолазы, подготовленные для работы в условиях высокого атмосферного давления. А по поводу причин остановки по городу гуляют слухи — один нелепее другого... Неужели нельзя было всё это предусмотреть?!

Вряд ли кто-то возьмется уверенно ответить на этот вопрос, но российские ученые предупреждали, что все может плохо кончиться. Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической механики Санкт-Петербургского Государственного университета путей сообщения Дмитрий Астафьев сказал в беседе с журналистами, что «еще при утверждении проекта строительства нового участка петербургского метро в зоне «размыв» не была проведена профессиональная экспертиза документации с привлечением ведущих российских научных центров». По словам Дмитрия Астафьева, когда петербургские ученые (специалисты университета путей сообщения и Горного института) обращались в администрацию Санкт-Петербурга и другие инстанции с просьбой показать проект и привлечь наш опыт к выбору наиболее рационального проекта, дальше частных бесед чиновников с отдельными профессорами дело не шло...

А ведь на заседаниях высокой государственной комиссии при Госстрое ученые из разных научно-исследовательских институтов били тревогу.
Из протоколов заседания комиссии Госстроя РФ.

26 июля. «Специалисты Санкт-Петербургского Горного института — профессора В. Трушко и Р. Дашко — выразили серьезные сомнения в правильности применяемых методов проходки и устройства тоннеля, так как не проведены необходимые расчеты на развитие деформаций тоннеля в процессе его эксплуатации...». Директор НИЦ «Тоннели и метрополитены» В. Меркин: «Изначально давались отрицательное заключение о принятой схеме устройства обделки тоннелей...». Первый вице-президент ОАО «Метрогипротранс» А. Спирин: «Необходимо разрабатывать новый проект тоннеля в зоне «Размыв».

5 сентября. Проректор Горного института В. Трушко: «Программа испытаний не позволяет оценить безопасность и надежность эксплуатации тоннеля в зоне «Размыв».

18 сентября. Ученые В. Ильичев, В. Меркин, А. Спирин: «Окончательную оценку эксплуатационной надежности обделки (можно) выполнить по результатам изучения расчетов итальянской стороны и дополнительных исследований по учету неоднородности геологического строения массива и динамического воздействия поездов метрополитена на деформации конструкции тоннеля».

И почти в самом начале работы — 26 июля — высокая комиссия сделала вывод, который с тех пор никто не пересматривал: «Решение, реализуемое в настоящее время, не обеспечивает должного уровня безопасности, как на этапе строительства, так и на этапе эксплуатации».
Тогда почему были разрешены испытания горно-проходческого комплекса и возобновлены работы на «Размыве»?

От руководителей госкомиссии теперь сложно получить ответ. Совсем недавно в главном строительном ведомстве страны поменялся руководитель, а только что назначенный председатель Госстроя Николай Кошман побывал в петербургском подземелье, за два часа оценил обстановку и на пресс-конференции бурно расхвалил всё происходящее. Аккурат накануне остановки щита...

В ОАО «Метрострой», которое является генподрядчиком строительства, журналистов убеждают, что на «Размыве» произошла совершенно рядовая ситуация, которая будет «вот-вот» устранена. А в Комитете по транспорту администрации города — заказчике работ — говорят, что проводить мониторинг горных пород, который требовали ученые, просто невозможно, так как надо делать слишком много скважин.

Ректор Санкт-Петербургского Горного института, член госкомиссии Владимир Литвиненко утверждает, что многие предложения комиссии были учтены, однако после очередной внеочередной остановки работ на «Размыве» никто из членов комиссии не был приглашен ни в администрацию города, ни в ОАО «Метрострой». Ученые снова остались один на один со своими прогнозами и тревогами, хотя никто не отрицает, что в таких гидрогеологических условиях, как петербургский «размыв», ни российским, ни иностранным специалистам работать еще не приходилось.

...12 декабря французские специалисты намерены отправиться в подземелье, чтобы выяснить, что же все-таки там произошло неделю назад. Чиновники говорят, что работа им предстоит нелегкая, порой даже опасная для жизни. А еще говорят, что ответственность за новый простой лежит на плечах итальянского подрядчика — фирмы «Импреджилло». Разбирательство же вокруг сакраментального (отнюдь не технического!) вопроса — «кто оплачивает простой?» произойдут только после окончания проходки. Таковы условия контракта. Который, кстати, видели совсем немногие люди, хотя расходуются бюджетные деньги, а значит каждый честный налогоплательщик имеет право заглянуть в эти документы.

Напомним, что общая стоимость работ по восстановлению Кировско-Выборгской линии метрополитена г. Санкт-Петербурга оценивалась в 5 млрд. 45 млн. рублей. По данным финансовых органов на 1 января 2002 года, от этой суммы оставалось 1 млрд. 628 млн. руб. — остальное было потрачено на проектно-изыскательские работы, разработку технико-экономического обоснования, начальный этап работ и т.д. В нынешнем году предполагалось выделить на восстановление линии 930,4 млн. руб. — 257 млн. из федерального бюджета и 672,9 млн. из городского. По данным на 1 ноября 2002 года, израсходовано было лишь 520,5 млн. руб. — 212,5 млн. федеральных рублей и 308 млн. из петербургской казны. Получается, что 400 млн. рублей «зависли» из-за регулярных и долгих простоев.

Так что деньги есть, иностранные партнеры прибыли, ученые — специалисты как по горным породам, так и по подземным и надземным конструкциям, вовсю предлагают свой опыт и помощь — осталось только продолжить работы, взяв на себя ответственность за принятие решения. И будучи готовым эту ответственность нести при «разборе полетов» на любом уровне.




Поделиться:

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
15709
Участников online
61
Подписано
13255
Объявлений
1116
Компаний
5502
Новостей
13901
Форумов
24
Тем форумов
18916
Cтатей
1665
Резюме/вакансий
517

Подписка




Политика конфиденциальности