Реклама

Лефортовский тоннель - строительство в разгаре

Дата публикации: 20.05.2002 Количество просмотров: 704

Спросите любого жителя Москвы: какие ассоциации вызывают у него слова «строительство дороги»? Скорее всего, вы услышите в ответ: «Перегороженная и перекопанная улица, забор, грязь, матерящиеся рабочие в засаленных робах и прочие прелести отечественного строительства…» Приблизительно такую картину ожидал увидеть и я, отправляясь на один из сложнейших участков строительства третьего транспортного кольца столицы – в Лефортовский тоннель.
      И вот мы на объекте. Ожидания не сбылись. Никакой грязи, канав и перемазанных рабочих. «А ничего подобного вы здесь и не увидите, – развеял мое удивление заместитель главного инженера «Трансстройтоннеля» Андрей Бессолов. – Лопатой и ломом на таких стройках давно уже никто не работает. Такие сложные объекты сооружаются по последнему слову техники и с применением новейшего оборудования. Как, например, вон тот радиоуправляемый кран грузоподъемностью в 320 тонн», – и он указал на внушительную раму с подъемными устройствами, но без привычной кабины машиниста. Оказывается, его привезли специально из Франции для монтажа ротора горнопроходческого щита, который, в свою очередь, купили в Германии за $100 млн. Щит фирмы «Херренкнехт» роет тоннель диаметром 14 метров. Кстати, до последнего времени он был самым большим в мире. Только недавно в Японии и во Франции появились подобные аппараты диаметром в 14,9 метра.
      «Пойдемте, я покажу вам, из чего, собственно, строят тоннель, – сказал инженер и открыл дверь в бело-голубое здание внушительных размеров. Внутри ангара – дугообразные железобетонные блоки. – Вот из таких блоков и строится тоннель. Восемь блоков, каждый весом по 18 тонн и ценою около 45 тысяч рублей, образуют одно кольцо. Кольца образуют стены тоннеля. Всего таких колец будет 1105».
      Благодаря высокой точности изготовления блоков стены тоннеля получаются герметичными без дополнительной «чеканки» швов. Кроме того, между стенами и породой заливается бетон. У нас в стране последней стройкой, похожей по технологии на тоннель в Лефортове, было возведение 20-километрового кольца ускорителя заряженных частиц Института физики высоких энергий в подмосковном Протвино.
      Спустившись на несколько метров, мы оказываемся у входа в тоннель. И опять – никаких живописных мрачных декораций в стиле советских фильмов про тяжелый труд горняков. Помещение, похожее то ли на огромный бассейн, то ли на опущенный под землю перрон, освещено ярким светом, а вместо грохота отбойных молотков слышен только шум вентиляции. Сходство с перроном дополняют три транспортера, похожие на маленькие локомотивы, и рельсы, уходящие в глубь тоннеля. Пройдя метров 350, утыкаемся в белое сооружение, похожее на поезд.
      – Вот это и есть тот самый щит. 63 метра в длину, 14 – в высоту. Две тележки и собственно механизм, – поясняет мой спутник. – В одну смену на проходке работают 15 человек. Их обязанности – контролировать работу механизмов щита. Его рабочий орган, направляемый системой из 32 домкратов и компьютера, проделывает свой путь в толще породы, а неожиданные препятствия легко уничтожаются дробилкой, способной перемолоть полутораметровый валун. Ручного труда здесь практически нет, но за 10 дней проходится только 6 метров, – пояснил Андрей Витальевич. Через небольшое окошко удается рассмотреть вращающиеся головки, пробивающие щиту путь в породе. – А вот как монтируется блок. – В этот момент восемнадцатитонный блок, удерживаемый огромной «присоской», повернулся на барабане и плавно встал на свое место, образовав очередное кольцо тоннеля. Рабочие принялись проверять точность проделанной операции. – Вот, в общем, и все. Остальное делают механизмы».
      Возвращаться на поверхность пришлось, расставшись с прежними стереотипами о строительном деле. Но думаю, что жалеть о них вряд ли стоит. Остается надеяться, что ничто не помешает строителям закончить свое дело, а жителям Москвы не придется ни о чем сожалеть после окончания работ, запланированного на 2003 год.

Справка
      Лефортовский тоннель – часть третьего транспортного кольца, сооружение которого было предусмотрено еще Генпланом 1971 года. Тогда было сделано несколько попыток начать строительство, которые не увенчались успехом. Видимо, из-за отсутствия нужных средств и во многом под влиянием протестов общественности, вставшей на защиту Лефортовского парка. Провести трассу через парк или построить над ним эстакаду невозможно – это равносильно уничтожению памятника ландшафтной архитектуры. И в результате столичными властями было принято решение строить тоннель, начиная от Спартаковской площади. Далее он пересечет Бакунинскую, Большую и Малую Почтовую улицы, реку Яузу, Проломную площадь и выйдет на территорию завода «Серп и молот». При строительстве было решено использовать немецкое оборудование. Протяженность тоннеля в Лефортове составит 2200 метров. Основная его часть, от Большой Почтовой улицы до завода «Серп и молот», будет сооружаться закрытым способом, а участки от Большой Спартаковской до Большой Почтовой и от площади Проломной заставы до шоссе Энтузиастов – открытым. Тендер на осуществление амбициозного проекта ценою в 1,5 миллиарда долларов выиграли «Трансстрой» и ООО «Организатор», приступивший к работам в 2001 году.

Россiя №484 от 20 мая 2002 года




Поделиться:

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
15707
Участников online
58
Подписано
13253
Объявлений
1113
Компаний
5502
Новостей
13901
Форумов
24
Тем форумов
18913
Cтатей
1665
Резюме/вакансий
516

Подписка




Политика конфиденциальности