Реклама

Зацементированное отставание

Дата публикации: 08.06.2010 Количество просмотров: 1380

Строительный бум в России, а вместе с ним и дефицит цемента закончился за несколько месяцев до наступления глобальной рецессии. До этого стройматериалов не хватало настолько, что для удовлетворения потребности в нём и снижения цен государство пошло на обнуление импортных пошлин. Сегодня отрасль, полностью зависимая от темпов строительства в стране, очень медленно восстанавливается. При этом сегодня очевидно, что рост объёмов без коренной модернизации не принесёт серьёзных успехов. Наиболее удачным для цементной отрасли был 2007 год (объём производства продукции – 60 млн тонн). Это фактически максимум того, что может выпустить отрасль, на 85–90% работающая по устаревшей и энергозатратной «мокрой» технологии. Но даже работая на пределе, отечественные компании не могли полностью обеспечить спрос, а импорт был ограничен 5% пошлиной. Дефицит цемента и цены на него стремительно росли (к концу 2007 года на 40-70%). Для оперативного разрешения ситуации было принято решение обнулить с января 2008 года ввозные пошлины.

Согласно прогнозу Федеральной антимонопольной службы (ФАС), импорт должен был увеличиться более чем в два раза, до 6,5 млн тонн. Реально ввоз в Россию более дешёвого импортного цемента возрос почти в три раза и составил 8,4 млн тонн. Через пять месяцев ситуация на строительном рынке начинает стремительно меняться к худшему. В высокий сезон темпы роста выполненных работ начинают снижаться. Если в мае 2007-го этот показатель по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился на 23,4%, то в 2008 году – всего на 17,2%. Одновременно начинает падать и производство цемента. Уже в мае зафиксировано снижение по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 5,7%. В целом в 2008 году российские компании выпустили почти 54 млн тонн материала, что на 10% меньше итогов предыдущего года. Однако снижение производства в 2008 году оказалось не столь значительным, если сравнивать его с результатами следующего года. В 2009 году объём выполненных работ в строительстве упал на 16%, и это по отношению к не самому удачному предыдущему году, а производство цемента снизилось на 17,2%. При этом, по информации Минэкономразвития (МЭР), 511,2 тыс. тонн было вывезено за рубеж.

Падение могло оказаться ещё более значительным, если бы не индивидуальное строительство, которое увеличилось в 2009 году на 4,3% на фоне уменьшения ввода типовых жилых зданий на 6,7%. При этом по совокупной площади частные дома составили почти половину (47,8%) от построенного за год жилья. Причём в таких регионах, как Адыгея, Башкирия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария и Чечня, индивидуальное строительство составляло от 82,2% до 97,5% от общего объёма. По мнению аналитика «Ренессанс Капитал» Марины Алексеенковой, «индивидуальные застройщики были основным драйвером для цементной отрасли в кризис». На конец удачного 2007 года 40% спроса на материал обеспечивало жилищное строительство, 35% приходилось на инфраструктуру, 5% – на транспорт, а 20% – на промышленное строительство. «Несмотря на сложность подобных оценок, можно говорить, что в 2009 году сократился спрос в индустриальном секторе и со стороны инфраструктуры, но сильно выросла доля спроса в жилищном строительстве. Причём не за счёт строительных компаний. Цены на материалы были достаточно низкими, поэтому люди готовы были строить и достраивать свои дома», – считает Алексеенкова.

На фоне падения внутреннего спроса активизировались поставки цемента за рубеж. По данным МЭР, за 2009 год экспорт возрос в 5,8 раза и достиг почти 3 млн тонн. В связи с этим представители отрасли просили власти об обнулении вывозной пошлины. Однако пролоббировать эти изменения так и не удалось. Одновременно российские цементники выступали за возвращение импортных пошлин. Причём речь шла уже не о прежних 5%, а о 20%, но и эта инициатива не нашла поддержки (пошлина автоматически вернулась на прежний уровень в октябре 2009 года). Тем более что зарубежные поставщики во время кризиса ввозили всё меньше стройматериала на российский рынок. По итогам 2009 года импорт цемента упал в 4,5 раза и составил 1,9 млн тонн. Новый, 2010 год строительная отрасль встретила в «замороженном» состоянии. По итогам I квартала объём выполненных работ упал на 8,1% от уровня первых трёх месяцев 2009-го, когда, в свою очередь, было зафиксировано снижение в 19,3%. Причём снизились темпы роста (на 6,7%) и у одного из генераторов спроса на стройматериалы – индивидуального домостроения. Но при этом доля частного застройщика в общем объёме ввода жилья несколько возросла по сравнению с итогами прошлого года и составила 55,3%.

Между тем производство цемента с начала года начало медленно возрастать. Согласно последним отчётным данным Росстата, за первые четыре месяца 2010 года отечественные компании произвели 11 млн тонн материала, что на 4,8% больше, чем в январе – апреле предыдущего года. Аналогичная тенденция прослеживается и в данных российских железных дорог. В январе – мае было погружено почти 11,1 млн тонн груза, что на 13,1% больше итогов первых пяти месяцев 2009 года. Прогнозы Института экономики РАН показывают, что в ближайшие месяцы ситуация в отрасли будет нестабильной. В мае – августе ожидается производство цемента в объёме 18,8 млн тонн, что на 0,5% меньше, чем в аналогичный период предыдущего года. Причём если в мае и августе отечественные компании увеличат выпуск продукции на 1,7% и 2,2% соответственно, то в пик строительства возможно падение (в июне – на 2,2%, а в июле – на 2,9%).

Тем не менее, по оценкам компаний и экспертов, на фоне некоторого подъёма в строительстве спрос на цемент в этом году может возрасти на 5-9% и составить 46-48 млн тонн. Частично этот объём будет покрыт за счёт импорта. Иностранные производители имеют ценовое преимущество как за счёт более низкой себестоимости производства на современном оборудовании, так и за счёт возможности снижения транспортных издержек. Российская продукция перевозится по стране в специализированных вагонах-хопперах, а материалы из Китая, например, поступают в Россию фасованными в мягкие контейнеры типа «биг-бэг», для перевозки которых используются полувагоны. Выходом из непростой для российской цементной отрасли ситуации может быть только её быстрая технологическая модернизация, в частности перевод производства на менее затратную «сухую» технологию, которая уже через несколько лет может давать почти треть производства в стране.



 


Источник: http://www.gudok.ru:80/economy/?pub_id=352252



Поделиться:

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
15797
Участников online
9
Подписано
13343
Объявлений
1122
Компаний
5504
Новостей
13901
Форумов
24
Тем форумов
18874
Cтатей
1665
Резюме/вакансий
529

Подписка




Политика конфиденциальности