|
Реклама
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Российские учёные создали смолу, пригодную для строительства дорог
Дата публикации: 29.01.2015 |
Количество просмотров: 2538
|
Особую смолу, свойства которой позволяют создавать надежную гидроизоляцию, новые строительные материалы и даже временные дороги, получили специалисты лаборатории каталитических исследований Томского государственного университета, сообщается на сайте вуза.
«Моя диссертационная работа была связана с производством фенола ацетона. При этом образуются отходы, так называемая альдегидная фракция, которая снижает качество получаемого ацетона и его количества, и, следовательно, ее нужно было переработать. В итоге я получил жидкость, которая при определенных условиях легко полимеризуется, причем процесс можно контролировать, меняя время начала схватывания в диапазоне от нескольких минут до нескольких часов. В результате получается твердый прочный материал», – рассказывает ведущий научный сотрудник ЛКИ ТГУ Эльдар Дахнави.
Смола, которая получила «имя» ПМ-14, производится путем смешивания альдегидной фракции и формальдегида в присутствии катализатора. Меняя соотношения компонентов и концентрацию катализаторов, можно получить продукты с разными характеристиками.
Свойствами нового материала, разработанного в ЛКИ, первыми заинтересовались нефтяники. Дело в том, что на поздней стадии добычи нефти для поддержания пластового давления в скважинах под землю через нагнетающую скважину закачивают воду, которая вытесняет нефть в сторону добывающей скважины. Однако при этом вода по подземным каналам тоже попадает в добывающую скважину и выходит вместе с нефтью, снижая ее качество. Постепенно количество воды увеличивается, и добыча на такой скважине становится нерентабельной. Для гидроизоляции скважин, в основном, используют раствор цемента и других вяжущих материалов, но по сравнению с ними ПМ-14 гораздо технологичнее. Смола изначально водорастворима, а значит, её можно смешивать с водой в любых пропорциях и при необходимости вымывать, а также закачивать в труднодоступные места и каналы.
По словам учёных, материал можно использовать при строительстве городских дорог. Например, если после засыпания песка заливать его смолой вместо утрамбовки, основа будет более прочной за счет изоляции от воды, разрушающей дорогу. Если в состав раствора ПМ-14 добавить песок, можно получить твердый прочный материал для изготовления тротуарных плит. По сравнению с традиционным цементом, он легче, пластичнее и позволяет управлять скоростью затвердевания. Добавление смолы в цемент делает его легче и улучшает теплоизоляционные свойства. Смола ПМ-14 легко смешивается с грунтом, превращаясь в твердую массу, что может быть использовано для укрепления фундаментов зданий, береговых сооружений, временных дорог. К тому же смола в 1,5 раза дешевле аналогичных материалов.
|
|