|
Отраслевое объединение «СОЮЗЦЕМЕНТ» представило прогноз потребления цемента в Российской Федерации на 2025–2027 годы
![]() В исследовательской работе, подготовленной аналитической компанией ООО «СМ Про» по инициативе Союза производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ», на основе макроанализа потребления общестроительного цемента по Российской Федерации и сегментированного анализа по федеральным округам сформирован прогноз потребления цемента в стране на 2025-2027 годы. «Цель данного исследования - разработать обоснованный прогноз потребления цемента в Российской Федерации на период с 2025 по 2027 годы. Прогноз базируется на математической модели, учитывающей ключевые факторы, влияющие на рынок цемента, и предназначен для поддержки стратегических решений производителей, потребителей и регуляторов отрасли. Ранее НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» запрашивало государственный прогноз потребления цемента на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы, однако он не был сформирован и направлен производителям», - поясняет исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарья Мартынкина. По данным исследования, с учетом данных консервативного и базового сценария Минэкономразвития, в 2025 году ожидается объем потребления цемента в Российской Федерации в диапазоне 58,5 - 62,9 млн тонн, что составляет от -5,2 до -11,9% к уровню 2024 года; в 2026 году - в диапазоне 55,2 - 63,7 млн тонн (от -5,6 до +1,2% к 2025 году); в 2027 году - в диапазоне 59,8 - 66,6 млн тонн или от +4,6 до +8,2% к аналогичному показателю 2026 года. (На рис. 1 представлена динамика потребления цемента в Российской Федерации за период 2017-2027 годы - фактические и прогнозные (базовые и консервативные значения)). Основными факторами, определяющими предполагаемую динамику, в исследовании названы прогнозируемые Минэкономразвития России изменение ВВП и снижение объемов жилищного строительства (по данным Минстроя России). Достижение указанных показателей по потреблению цемента будет зависеть, помимо прочего, от достижения плановых бюджетных показателей, а также от финансирования национальных проектов. При проведении исследования использованы два подхода. Это моделирование на макроуровне в целом по Российской Федерации, основанное на анализе совокупных показателей ВВП, динамики инвестиций, государственных расходов и других агрегированных индикаторов. Второй подход - сегментация потребления цемента по федеральным округам, где наряду с общероссийскими макроэкономическими показателями учитываются региональные особенности: структура жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства, специфика реализации национальных проектов, динамика жилищного строительства и прочие факторы, характерные для конкретного округа. «Двухуровневый подход к прогнозированию (макроанализ по Российской Федерации и сегментированный анализ по федеральным округам) позволяет комплексно оценить перспективы потребления цемента и учесть как общие тенденции для всей страны, так и специфику отдельных регионов, - поясняет исполнительный директор «СМ Про» Евгений Высоцкий. – Кроме того, математическая модель построена на основе данных наблюдений за значительный период - последние 15 лет (с 2010 по 2024 годы), что позволяет обеспечить надежность прогнозов. Также мы провели опросы в группах участников рынка: федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выполнение государственных программ; крупнейшие потребители цемента по видам деятельности; цементные заводы и их индикативные клиенты». «Прогноз потребления цемента имеет высокую практическую значимость, - комментирует Дарья Мартынкина. - Цемент является базовым материалом, аналитики часто используют объемы его потребления как индикатор состояния строительной индустрии. Понимание будущих объемов потребления позволяет оптимизировать мощности, планировать инвестиции в модернизацию оборудования и ремонты, что особенно актуально с учетом высокой капиталоемкости цементного производства. Это способствует повышению эффективности работы предприятий и укреплению их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Результаты исследования также могут быть использованы профильными органами власти и строительными компаниями при разработке среднесрочных и долгосрочных программ развития». |